Об одном из спектаклей тех лет следует сказать особо. В нем, рисующем картины жизни современного американского общества, М. Давлетмирзаев психологически наполненно сыграл роль белого каторжанина, раскрыв сложную гамму чувств своего героя — от патологической ненависти к «чернокожим» до мучительного осознания истинной цены человека независимо от цвета его кожи. В спектакле «Скованные одной цепью» Н. Дугласа и Г. Смита актер впервые встретился с режиссером Мималтом Солцаевым, чей почерк резко отличался от того, что исповедовался в те годы на сцене театра имени X. Нурадилова. Бросая вызов бытовизму, натуралистической детали, приземленности тона в разговоре о сложных проблемах человеческого бытия, режиссер создал спектакль, в котором высокая патетика соединялась с точностью социального анализа, а гражданский темперамент, окрашивающий сценическое действо, органично дополнялся вдумчивым анализом внутреннего мира героев драмы.
Как стало ясно потом, эта встреча была нужна обоим. В лице М. Давлетмирзаева режиссер, ученик Г. А. Товстоногова, нашел актера, чутко уловившего стиль современного режиссерского мышления, наделенного способностью переводить, казалось бы, самые прихотливые идеи на язык конкретных, живых образов. Актер, в свою очередь, обрел в режиссере художника, умеющего открывать новые стороны художественной индивидуальности исполнителя, смело взрывать привычные рамки актерского амплуа. Союз сердец, мыслей, убеждений стал для каждого из них определяющим в творческой жизни. И даже тогда, когда М. Солцаев возглавлял несколько сезонов русский драматический театр имени М. Ю. Лермонтова, контакты режиссера и актера не прерывались. В спектакле «В августе сорок четвертого», поставленном по мотивам одноименного романа В. Богомолова, актер сыграл не большую по объему, но очень важную в идейном контексте всего драматургического действия, роль Сталина, чья сила воли, немногословность, спрессованная в полные глубокого смысла афоризмы, вызывали уважение зрительного зала.
Сейчас, по прошествии почти двух десятков лет, стало ясно: результаты столь удачного творческого содружества позволяют говорить о широком, на редкость богатом, диапазоне творческих возможностей артиста, всерьез задуматься о загадке его органичности в ролях трагедийных и комических, положительных и отрицательных.
Спектакль «Забыть Герострата» Гр. Горина воскрешал события далекого исторического прошлого. Но его герой — судья древнегреческого города Эфеса Клеон — оказался близким нам по духу человеком, нашим современником. В вакханалии властолюбия, разнузданного тщеславия, тупого преклонения перед грубой силой он, как и подобает честному человеку, находит в себе силы и мужество, чтобы воспрепятствовать распространению зла. И что важно! В поступке Клеона не было ничего от назидательности или прямолинейности поучительства. Его решение — призыв сердца, воли, убеждений.
Набор выразительных средств, используемых Муталипом Давлетмирзаевым для лепки характера, был не велик. Но при этом не создавалось впечатления расчетливого самоограничения. Герой, глубоко понятый актером, сам подсказывал отбор нужных красок для раскрытия внутреннего мира персонажа. Главное, что подкупало в игре актера — страстность существования в образе. Потому-то спор Клеона с Геростратом вовсе не походил на отвлеченные философские дебаты. Это был нравственный поединок двух мировоззрений, двух разных морально-нравственных критериев. Активное неприятие Клеоном зла, борьба с ним напомнили зрителям о том, как важно решительно и своевременно давать отпор тем, кто вынашивает бредовые идеи утвердить на земле власть насилия, раздувает пожар военного психоза.
...В известной пьесе А. Гельмана «Заседание парткома», получившей в театре название «Чрезвычайное происшествие», М. Давлетмирзаев сыграл непростую роль Потапова. И сыграл так убедительно и достоверно, что некоторые из московских критиков, приезжавших смотреть этот спектакль, говорили: вот он, актер, созданный по своим творческим наклонностям, природе дарования, гражданской активности для воплощения образов положительного героя.
Ситуация, разыгрываемая на сцене, была, в самом деле, чрезвычайной. Бригада строителей отказалась от крупной годовой премии, мотивируя свой поступок причинами, далеко не однозначными... Что это за причины? Опираясь на расчеты опытных экономистов, бригадир Потапов убедительно доказывает на заседании парткома: премия, полученная трестом, незаконна, несправедлива. Скорректированный план, о котором пеклось руководство, оказался сильно заниженным. Более того, первоначальное задание, измененное в начале года, можно было выполнить, если бы не расхлябанность, недисциплинированность...
Кому-то конфликт, поставленный драматургом в центр сюжета, мог показаться неправдоподобным. Слишком нетипичной была история. Театр, режиссер, ансамбль актеров, М. Давлетмирзаев, ведя разговор не столько о проблемах производственных, сколько о нравственных, доказывали: то, что произошло в рабочей бригаде, должно стать нормой нашей жизни. Потому что у нас есть такие люди, как Потапов. Театр не спешит объявить Потапова победителем. У его оппонентов своя правда, свои доводы. Тем важнее победа, одержанная Потаповым в этом споре. Наблюдая за перипетиями этого диспута, нам удается расширить свои представления о современном советском человеке, широте его мышления, нравственных и этических законах, по которым он живет.