Восхождение к творчеству

Горнов А.

Помнится, действие этого спектакля разворачивалось на фоне стальных строительных конструкций — символа нашего быстробегущего, обновляющегося времени. Динамичная трансформация декораций как бы передавала неугомонный характер бригадира, полноправного хозяина стройки. Своего героя актер наделил обая­нием молодости, горячностью души, истинно горским темперамен­том. И в то же время это был человек рассудительный, сильный убеждением правоты начатого дела. Весь богатый запас душевной энергии Потапов тратит на то, чтобы покончить с бесхозяйственно­стью, воспитать в создании каждого, кто работает рядом, чув­ство ответственности за положение дел на стройке. И он, утверж­дая каждым своим шагом, поступком понимание неразрывности личного и общественного, добивается своего.

Счастливой для актера была встреча с комедийным жанром. Пьеса А. Хамидова «Бож-Али», как бы вся сотканная из сочного, живого народного юмора, оказалась тем благодатным материалом, который позволил М. Давлетмирзаеву во всем блеске проявить ко­медийный дар, умение ощущать природу ситуаций различной стилевой окраски: и мягколиричных, и гротесковых, и шаржировано заостренных. Ни в чем не отступая от жизненной правды, ак­тер выразительными мазками (чего только стоят круто вскинутые брови Бож-Али и лихо закрученные усы) рисует острохарактерный образ неугомонного в своих претензиях на особое положение в колхозе этакого рубахи-парня, у которого под налетом бесшабаш­ности, ерничества открываются доброе сердце и отзывчивая душа. Актер не скрывает ироничного отношения к герою и в то же время показывает, что питает к нему самые искренние симпатии. Это рождает в спектакле комический эффект. С мальчишеской непо­средственностью, почти задиристостью демонстрирует Бож-Али свои достоинства перед окружающими, но мы-то видим, что за всем этим скрывается растерянность: как жить? Потому-то зритель од­новременно смеется над Бож-Али и сочувствует ему, убеждаясь вместе с ним в том, что нельзя строить свою жизнь по отживающим свой век обветшалым дедовским законам. Сама действитель­ность, люди не прощают такого архаизма.

Серьезным испытанием для актера явились роли в шекспиров­ских спектаклях. Сначала был Ричард III, заставивший актера, как, в прочем, и другого исполнителя этой роли М. Цицкиева, еще раз задуматься над тем, как важно, наряду с основным в актер­ской работе — поиском правды характера — отображения «жизни человеческого духа», помнить и о пластическом решении образа. По совету постановщика спектакля Муталип Давлетмирзаев отка­зался от нарочитого подчеркивания внешних уродливых черт Ри­чарда. В трактовке актера он вовсе не походил на демона зла от природы. Это был внешне импозантный человек, по крайней мере его физический недостаток не колол глаз.

Ричард — Давлетмирзаев — личность сильная, масштабная, в ней клокочет море страстей. Обнажая движущие мотивы поступ­ков своего героя, исполнитель дает понять: идти к престолу его побуждает не жажда власти, а уязвленное самолюбие, стремление полностью реализовать свои неоцененные окружающими возмож­ности. Но, встав на путь обмана, предательств, убийств, он изменя­ет самому себе. И достигнув вершины власти, Ричард понимает: пришел черед платить долги за отступление от законов человече­ской нравственности, совестливости, порядочности.

Другой, не менее интересный характер явил М. Давлетмирза­ев в «Кориолане», одной из самых сложных и редко идущих на со­ветской сцене пьес В. Шекспира. Главный герой спектакля также наделен немалыми достоинствами. Ум, сила воли, несгибаемость духа выдвинули Кориолана в число талантливых полководцев Ри­ма, делают его фигуру привлекательной. Но, уверовав в свою иск­лючительность, Кориолан теряет способность трезво оценивать свои поступки и действия. «Поставив себя над народом, — писал журнал «Театральная жизнь» о персонаже, созданном М. Давлетмирзаевым, — он оказался одиноким и не понятым согражданами. И изменяя им — он изменяет Родине. В этом трагическая вина «ге­роя», так и не понявшего, что народные массы жаждут видеть в своем вожде помимо качеств, всегда отличающих государственно­го деятеля, еще и доброту, доступность, заботу о простом люде...»

Вот как оценил эту работу, увидев ее во время московских га­стролей театра в 1984 году, заслуженный деятель искусств РСФСР, известный режиссер И. С. Унгуряну:

«— Спектакль М. Солцаева свободен от налета привычных стереотипов. И в то же время в нем нет субъективистского своево­лия. Верный своим художественным принципам, режиссер обнару­живает и здесь традиционное для себя тяготение к крупным эпиче­ским формам и одновременно чуткое внимание к внутреннему ми­ру персонажей. Из актеров надо прежде всего назвать М. Давлетмирзаева, сыгравшего свою роль с какой-то трогающей душевной болью и трепетом».

В сравнительно недавнем спектакле «Из тьмы веков» И. Базоркина, отличающимся яркой сценической формой действия, драма­тическим накалом, точно переданным национальным колоритом, актер сыграл роль богатея Гойтемира — верного приспешника ца­ризма, для которого естественным способом существования стали обман, коварство, месть, интриги. В памяти встает острый взгляд, поджатые губы, снисходительная улыбка героя, привыкшего мстить каждому, кто встает на его пути, пытается сопротивляться безжалостному диктату. Эту характеристику М. Давлетмирзаев трактует как главную, точно определяющую классовую и челове­ческую суть персонажа.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru