Восхождение к творчеству

Горнов А.

Кино. Оно вошло в ее жизнь в общем-то неожиданно. Режис­серы И. Татаев и В. Бурнацев долгое время искали исполнительни­цу на небольшую роль учительницы Зары в фильме «Горская но­велла» (Северо-Осетинская студия телевизионных фильмов). Пос­ле многочисленных проб выбор пал на Яндиеву. Неожиданность? Случай? Режиссерский дуэт думал и думает иначе — твердость, с которой они отстаивали ее кандидатуру перед художественным советом, была продиктована уверенностью, что Яндиева справит­ся с ролью. Так оно и оказалось. В фильме молодая актриса по­казала, что от нее требовалось — нежность и искренность горянки-чеченки, красоту души, сдержанность в проявлении чувств, бла­городство манер. Дебют оказался успешным.

Во время съемок этого фильма, проходивших большей частью в горах Чечено-Ингушетии, Тамара втайне от других участников экспедиции мечтала поскорее вернуться в родной театр. Только тогда она поняла, как дорог он ей, как много дал и еще даст в бу­дущем. Каждое утро спешить на репетицию, подниматься на по­луосвещенную сцену, полной грудью вдыхать ее воздух, напоенный запахами декораций, наслаждаться тишиной... А затем, повинуясь знакомому голосу режиссера, окунуться в стихию репетиции. И так день за днем, в течении нескольких месяцев. Разве это не счастье? Счастье, дарованное только актеру театра — создавать образ, сообразуясь с логикой его развития, вносить в роль свежие мысли, новые краски на протяжении длительного времени.

— Суматоха съемочной площадки поначалу пугала меня, — рассказывает Т. Яндиева. — А специфика работы, хотя я и была о ней наслышана, — необходимость снимать почти одновременно совершенно различные по своей эмоциональной, смысловой нагруз­ке, времени и месту действия эпизоды — просто обескураживала. Впрочем, с помощью старших коллег вскоре поняла: на съемочной площадке актер должен уметь сосредоточиваться в нужный мо­мент; играя даже, казалось бы, незначительный эпизод, помнить об образе в целом, выстраивать в сознании общую линию разви­тия характера...

Когда Тамара в первый раз увидела себя на экране, она чуть не заплакала. Ей казалось: сколько в работе неточностей, шерохо­ватостей. И, увы, она бессильна что-либо изменить. И все же опыт съемок в кино не прошел для актрисы даром. Он обогатил, расши­рил ее представления об актерском ремесле, желание работать, шлифовать и совершенствовать профессиональные навыки стало еще большим.

А через некоторое время в Грозный пришла телеграмма. Кино­студия «Азербайджанфильм» приглашала актрису на пробы. Пре­тенденток на главную женскую роль в исторической ленте «Бабек» было немало. Однако предпочтение отдали гостье из Грозного. Она обратила на себя внимание душевной мягкостью и чуткостью, целомудрием внутреннего облика, серьезным отношением к искус­ству. Привлекли съемочную группу и внешние данные исполни­тельницы — ее согретое теплотой красивое лицо, умные, вырази­тельные глаза.

В «Бабеке» — мужественном и правдивом рассказе о нацио­нальном герое Азербайджана IX века, поднявшем народ на борь­бу с могущественным арабским халифатом, Тамара Яндиева выступила в роли подруги Бабека. Чувство Парвин к Бабеку силь­но и неподдельно. В любимом она видит не знаменитого полковод­ца, перед которым следует немо раболепствовать, а простого кре­стьянского парня, под воздействием которого героиня Т. Индиевой духовно прозревает, рождается как личность. В заключительных кадрах она уже соратница Бабека, одна из тех, кто, приняв и всем сердцем усвоив его тираноборческие идеи, готова принести любую жертву ради утверждения этих идей. Оставаясь в рядах восстав­шего народа до последнего вздоха Бабека, Парвин сполна испол­няет свой долг перед народом и любимым.

Так в фильм о сугубо мужском ратном подвиге неожиданно врывается пронзительно-звонкая, щемящая мелодия образа Пар-вин, тема утверждения способности женщины Востока много свершить, стать необыкновенно сильной, если она найдет в себе смелость открыто заявить о своей жизненной позиции, о том, к чему стремится, что ей дорого, против чего намерена   выступать...

— Даже по прошествии нескольких лет эта роль остается са­мой любимой, — признается Тамара. — Может быть потому, что Парвин, девушка из народа, внутренне оказалась мне близким че­ловеком. Работая над материалом далекого прошлого, я почувст­вовала: мне представилась возможность поговорить со зрителями о том, что особенно волнует меня сегодня. Да разве только меня? Парвин через толщу столетий преподносит нам, современникам, урок гражданского мужества, призывает быть не пассивными со­зерцателями жизни, а ее активными участниками. До революции женщины нашего горного края были забиты. Великий Октябрь принес им право называться людьми.    С радостью    воспользовались горянки этим правом. В сегодняшней Чечено-Ингушетии нет такой сферы хозяйственной, общественно-политической и духовной жизни, где бы ни проявились их талант и умение. У нас есть жен­щины — рабочие, писатели, ученые, врачи, учителя. Народ ими гор­дится. Ну, а сколько еще на Северном Кавказе, в Средней Азии, Закавказье таких, кто живет по отживающим свой век законам и обычаям. Именно к ним обращается моя героиня.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru