Восхождение к творчеству

Горнов А.

Разумеется, это не все режиссеры, с которыми М. Давлетмирзаеву приходилось работать. И все-таки не они, а М. М. Солцаев, его творчество оказалось решающим для профессионального роста артиста, определения его гражданских и художественных убежде­ний.

Свидетельство тому — один из последних спектаклей М. Солцаева «Лениниана», ставший венцом их содружества. Здесь актеру посчастливилось первому на чечено-ингушской национальной сце­не создать образ Владимира Ильича Ленина.

О спектакле «Лениниана» много писалось в центральной и местной прессе. В числе лучших работ, отмеченных на Всероссий­ском смотре национального искусства, он показывался в Ленин­граде. Его создатели: режиссер М. Солцаев и актер М. Давлетмирзаев удостоены Государственной премии РСФСР. Высокая репу­тация спектакля подтвердилась и на гастролях в Москве.

Я помню напряженную, чуткую тишину зрительного зала МХАТа имени А. М. Горького после торжественной церемонии от­крытия гастролей. Медленно начал раздвигаться занавес. Встрепе­нулась запечатленная на нем чайка — символ совершенства, про­стоты и ясности в искусстве. Сумеют ли артисты хоть в какой-то мере приблизиться к этому эталону? Найдет ли их спектакль от­клик в сердцах публики?

Первые реплики, произнесенные со сцены, точно разыгранные мизансцены, глубокая внутренняя наполненность игры М. Давлетмирзаева — исполнителя роли В. И. Ленина — и вот уже чув­ствуется, что языковой барьер преодолен. Проявляя режиссерскую изобретательность, М. Солцаев выстраивает различные по стили­стической и эмоциональной окраске части из множества литера­турных первоисточников в органически целостное, логически свя­занное между собой действие, жанр которого — сценическая ком­позиция. Спектакль строг, аскетичен, все его компоненты подчинены главному — раскрытию образа В. И. Ленина. И это тотчас по­няли зрители. Надо было видеть, с каким сочувствием следили они за сценическим действием, как сопереживали его героям, какую овацию устроили участникам спектакля по его окончании.

Можно сказать, что к роли Владимира Ильича актер готовился всю предшествующую жизнь в искусстве. А началось все опять-та­ки в Ленинграде. На одном из занятий педагог института Е. К. Лепковская неожиданно предложила Муталипу приготовить сцену с участием молодого Ленина. Он растерялся. Почему мне? Думаю, что сможешь, ответила Елена Константиновна. Начались репети­ции. Их результат трудно было предсказать, не встреть тогда Муталип другого замечательного мастера сцены Владимира Иванови­ча Честнокова, слывшего в ту пору непревзойденным исполнителем главной роли в ленинских спектаклях на сцене театра драмы име­ни А. С. Пушкина. Несколько уроков, преподанных артистом, од­ним из плеяды сценических талантов пушкинского театра, его рассказы о своей работе над образом заставили горского юношу задуматься о сложности и ответственности возложенной на него задачи...

Спустя почти двадцать лет, уже на репетициях «Ленинианы», все то, о чем говорил тогда Владимир Иванович, всплыло в памяти Муталипа с такой ясностью и подробностями, как будто это было вчера. Поиск необходимого самочувствия для исполнения роли, ее внешнего рисунка был мучительный, тревожный. Сначала были прочитаны десятки ленинских произведений, досконально изучены воспоминания современников о вожде, его биографическая хрони­ка. Неоценимую помощь оказал изданный в 1927 году фотоальбом «Ленин. Сто фотографических снимков».

От ленинского слова, ленинской мысли шел М. А. Давлетмирзаев к глубокому проникновению в существо великого характера, воссозданию его жизненности и правдивости, к той точности пла­стики, мимики и жестов, которая обнаружила удивительное внеш­нее сходство исполнителя с героем.

При этом, опираясь на традиции Б. Щукина, М. Штрауха, Б. Смирнова, обогащая достижения сегодняшних исполнителей роли В. И. Ленина на советской театральной сцене — К. Лаврова, Ю. Каюрова, А. Калягина, Муталип Давлетмирзаев добивается не просто портретного сходства с героем: пластику, другие средства художественной выразительности решения образа он подчиняет раскрытию его гражданской, социальной и человеческой сущности.

Всем многообразием внутренней техники передает актер мас­штабность личности своего героя, сосредоточивая ваше внимание прежде всего на несгибаемом духе вождя, его беспредельной вере в творческие возможности народа, одержимости, с которой Влади­мир Ильич воевал за утверждение идеалов революции, против косности, рутины, недисциплинированности, революционной фразы. Исполнителю удается заставить нас почувствовать с новой, какой-то обжигающей и освежающей одновременно силой остроту ле­нинской мысли, важность и актуальность социально-политических и нравственных проблем, которые приходилось решать Владими­ру Ильичу, нашу причастность ко всему, за что он боролся, о чем думал, мечтал... Не случайно после каждого представления этого спектакля — в театре раздаются овации (повторяю, так было и в Москве). Такова сила идейного воздействия образа на современ­ников, такова сила театра, стремящегося говорить со зрителями о большом и серьезном.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru