Разумеется, это не все режиссеры, с которыми М. Давлетмирзаеву приходилось работать. И все-таки не они, а М. М. Солцаев, его творчество оказалось решающим для профессионального роста артиста, определения его гражданских и художественных убеждений.
Свидетельство тому — один из последних спектаклей М. Солцаева «Лениниана», ставший венцом их содружества. Здесь актеру посчастливилось первому на чечено-ингушской национальной сцене создать образ Владимира Ильича Ленина.
О спектакле «Лениниана» много писалось в центральной и местной прессе. В числе лучших работ, отмеченных на Всероссийском смотре национального искусства, он показывался в Ленинграде. Его создатели: режиссер М. Солцаев и актер М. Давлетмирзаев удостоены Государственной премии РСФСР. Высокая репутация спектакля подтвердилась и на гастролях в Москве.
Я помню напряженную, чуткую тишину зрительного зала МХАТа имени А. М. Горького после торжественной церемонии открытия гастролей. Медленно начал раздвигаться занавес. Встрепенулась запечатленная на нем чайка — символ совершенства, простоты и ясности в искусстве. Сумеют ли артисты хоть в какой-то мере приблизиться к этому эталону? Найдет ли их спектакль отклик в сердцах публики?
Первые реплики, произнесенные со сцены, точно разыгранные мизансцены, глубокая внутренняя наполненность игры М. Давлетмирзаева — исполнителя роли В. И. Ленина — и вот уже чувствуется, что языковой барьер преодолен. Проявляя режиссерскую изобретательность, М. Солцаев выстраивает различные по стилистической и эмоциональной окраске части из множества литературных первоисточников в органически целостное, логически связанное между собой действие, жанр которого — сценическая композиция. Спектакль строг, аскетичен, все его компоненты подчинены главному — раскрытию образа В. И. Ленина. И это тотчас поняли зрители. Надо было видеть, с каким сочувствием следили они за сценическим действием, как сопереживали его героям, какую овацию устроили участникам спектакля по его окончании.
Можно сказать, что к роли Владимира Ильича актер готовился всю предшествующую жизнь в искусстве. А началось все опять-таки в Ленинграде. На одном из занятий педагог института Е. К. Лепковская неожиданно предложила Муталипу приготовить сцену с участием молодого Ленина. Он растерялся. Почему мне? Думаю, что сможешь, ответила Елена Константиновна. Начались репетиции. Их результат трудно было предсказать, не встреть тогда Муталип другого замечательного мастера сцены Владимира Ивановича Честнокова, слывшего в ту пору непревзойденным исполнителем главной роли в ленинских спектаклях на сцене театра драмы имени А. С. Пушкина. Несколько уроков, преподанных артистом, одним из плеяды сценических талантов пушкинского театра, его рассказы о своей работе над образом заставили горского юношу задуматься о сложности и ответственности возложенной на него задачи...
Спустя почти двадцать лет, уже на репетициях «Ленинианы», все то, о чем говорил тогда Владимир Иванович, всплыло в памяти Муталипа с такой ясностью и подробностями, как будто это было вчера. Поиск необходимого самочувствия для исполнения роли, ее внешнего рисунка был мучительный, тревожный. Сначала были прочитаны десятки ленинских произведений, досконально изучены воспоминания современников о вожде, его биографическая хроника. Неоценимую помощь оказал изданный в 1927 году фотоальбом «Ленин. Сто фотографических снимков».
От ленинского слова, ленинской мысли шел М. А. Давлетмирзаев к глубокому проникновению в существо великого характера, воссозданию его жизненности и правдивости, к той точности пластики, мимики и жестов, которая обнаружила удивительное внешнее сходство исполнителя с героем.
При этом, опираясь на традиции Б. Щукина, М. Штрауха, Б. Смирнова, обогащая достижения сегодняшних исполнителей роли В. И. Ленина на советской театральной сцене — К. Лаврова, Ю. Каюрова, А. Калягина, Муталип Давлетмирзаев добивается не просто портретного сходства с героем: пластику, другие средства художественной выразительности решения образа он подчиняет раскрытию его гражданской, социальной и человеческой сущности.
Всем многообразием внутренней техники передает актер масштабность личности своего героя, сосредоточивая ваше внимание прежде всего на несгибаемом духе вождя, его беспредельной вере в творческие возможности народа, одержимости, с которой Владимир Ильич воевал за утверждение идеалов революции, против косности, рутины, недисциплинированности, революционной фразы. Исполнителю удается заставить нас почувствовать с новой, какой-то обжигающей и освежающей одновременно силой остроту ленинской мысли, важность и актуальность социально-политических и нравственных проблем, которые приходилось решать Владимиру Ильичу, нашу причастность ко всему, за что он боролся, о чем думал, мечтал... Не случайно после каждого представления этого спектакля — в театре раздаются овации (повторяю, так было и в Москве). Такова сила идейного воздействия образа на современников, такова сила театра, стремящегося говорить со зрителями о большом и серьезном.