— Махмуд Алисултанович, вы не можете обижаться на невнимание к себе, своему творчеству прессы. Удовлетворены ли Вы написанным о Вас?
— Вспоминаю такой эпизод. Во время гастролей в Киеве ко мне за кулисы пришла женщина. Бойко представилась. И начала без обиняков. Мне, мол, редакция предоставила целый подвал, чтобы написать о Вас большой очерк. Поэтому срочно нужно поговорить. На что последовал примерно такой ответ: лучше идите в зал, посмотрите, как я танцую. Хорошо или плохо? Тогда и напишите. Только в этом случае Вы поможете мне. А сейчас могу лишь сказать одно: я гениален.
Каково же было мое смущение, когда через несколько дней я взял в руки газету и слово в слово прочел то, что говорил журналистке. После столь экспрессивного монолога следовал авторский комментарий: «И он красивой, элегантной походкой направился в гримуборную. С этого мы и начнем. Ведь он сказал правду».
Я разыскал затем эту журналистку, поблагодарил за материал, в котором она постаралась запечатлеть не сюжеты исполняемых мною танцев и даже не технику исполнения того или иного произведения, а мысли и чувства, охватившие ее после концерта...
— Каковы Ваши планы на будущее?
— Танцевать, танцевать, танцевать! Возможности человека огромны. Эта истина у всех на устах. А вот претворить ее в жизнь порой не хватает ни силы, ни воли, ни мужества, ни элементарного терпения. Не хочу быть превратно понятым: мол, Эсамбаев бахвалится избытком подобных качеств в себе. Напротив, говоря об этом, стараюсь предельно ясно выразить, может быть, тривиальную, но лично мне очень дорогую мысль. Когда человек занимается любимым делом, он счастлив. А кто, скажите, сознательно лишает себя счастья? Я, во всяком случае, не собираюсь. Для меня, например, образцом творческого долголетия является Аркадий Исаакович Райкин. А какой юношеской страстью и неукротимостью духа пронизано искусство мною горячо любимого Сергея Владимировича Образцова, чье щедрое сердце горит от желания утверждать на нашей планете доброту и милосердие. Главное — не отдавать себя во власть прошлых лет, не уставать работать.
— И все-таки, наверное, приходится задумываться, как сложатся судьбы тех, кто идет следом за Вами, и, в частности, смогут ли они продолжить дело, так счастливо начатое артистом Эсамбаевым?
— Моя дочь Стелла закончила хореографическое училище, но потом связала свою жизнь с медициной. Этому обстоятельству я безмерно рад. Потому что знаю: балерина из нее получилась бы никудышная. Что касается внуков, то и здесь я далек от мысли поучать их родителей, какую профессию надо выбирать. Как подчас ошибаются те взрослые, что, не взирая на данные, на призвание, тянут силком свое чадо в лоно престижной, на их взгляд, профессии. Ничего хорошего из этого не получается. Для меня не важно, кем станут мои внуки. Но очень важно, чтобы они были счастливы в избранной профессии, смогли полностью раскрыть свои возможности в ней, чтобы, наконец, росли честными и добрыми людьми.
— Как натура деятельная, Вы, наверное, не ограничиваетесь лишь рассуждениями о воспитании?
— Дети — наша радость. Внуки — наши надежды. Им мы отдаем то, что в свое время недодали собственным детям. Из всех качеств, которые стремлюсь привить двум удивительным человечкам, Мадине и Магомеду, — главным считаю — доброту. В доброте — вся человеческая красота. Могу простить человеку любой поступок, только не проявление эгоизма. Себялюбцев считаю несчастными людьми. Они боятся потратиться — отдать ближнему грамм душевного тепла, проявить участие, и люди платят им тем же. Добрый же человек не устает творить хорошие дела, и это всегда воздается сторицей. Вот уж поистине — что посеешь, то и пожнешь.
— Махмуд Алисултанович, возвратимся к программе «Танцы народов мира» — ведь к теме доброты, человечности, любви она имеет самое непосредственное отношение?
— Какой бы танец я ни исполнял — а их в моем репертуаре около тридцати, — всегда стремлюсь показать то, что соединяет людей. Доброта — дорога к миру на планете, преодолению зла, в каком бы обличье оно ни выступало.
Именно этим — ярко выраженной гуманистической направленностью — искусство Эсамбаева пленяет миллионные зрительские массы, воспевая человека, его силу, разум, красоту, оно объединяет вокруг светлого, заставляет думать о главном — счастье жить и работать на земле, о дружбе и взаимопонимании людей различных национальностей.
То, что делает сегодня Махмуд Эсамбаев на эстраде, интересно и такой особенностью. В одном концерте премьер-исполнитель одновременно является и хореографом, и автором текстов, предваряющих все танцы программы, и художником, по эскизам которого шьются костюмы, и составителем музыки. Отнюдь не всеядность— поиски гармонии, художественной целостности выступления побуждают его возложить на себя столько дел. И справедливости ради стоит сказать, что во всех этих качествах Махмуд Эсамбаев так же талантлив, как и в своем главном качестве — амплуа танцовщика. Ни одна из сторон дарования Эсамбаева не приходит в противоречие с другой, каждая органически дополняет друг друга, создавая единый, целостный ансамбль.