Восхождение к творчеству

Горнов А.

1981 год. Давал концерты на западном участке БАМа. Однажды пришлось выступать в клубе-времянке. Температура в помещении минусовая. Молодые строители сидят в зале в полу­шубках. Однако программа идет без изменений, — настает время, и я выхожу на сцену в легком одеянии восточного героя, да вдоба­вок еще босиком. И ничуть, знаете, не было холодно.

—  В одном из интервью Вы признались, что в свои шестьдесят лет Эсамбаев танцует намного лучше, чем в двадцать пять. Не по­делитесь ли секретом, каким образом Вам удается сохранить фи­зическую и душевную молодость — этот гарант творческого долго­летия?

—  Один из «секретов» прост. Им я охотно    поделюсь   с теми, кто желает видеть себя всегда элегантным. Сыт я бываю    только во сне. В остальное время суток — жесткие ограничения. Никогда не завтракаю. Обедаю далеко за полдень. Причем всегда отказы­ваюсь от второго блюда. Вечером после концерта также не позво­ляю себе расслабляться. Танцовщику важно    не потерять   форму, сохранить то физическое состояние, при котором творческая зада­ча любой сложности кажется нипочем.

Второй «секрет» Махмуда Алисултановича я открыл самостоя­тельно. Лет десять назад меня, журналиста газеты «Грозненский рабочий», пригласили на его репетицию.

На тускло освещенной сцене, отрешившись, казалось бы, от всего на свете, замер человек. Зазвучала музыка. Герой артиста, снедаемый какой-то отчаянной страстью, резко вскинул руки и закружился волчком, словно вступая в смертельную схватку с невидимым врагом — репетировался бразильский ритуальный танец «Макумба». Он много раз повторял одни и те же движения (заме­чу, на мой взгляд, эти движения выполнялись артистом безукоризненно), отдавал распоряжения оркестрантам, добивался точности в работе осветителей. Так продолжалось несколько часов...

А вот подтверждение этому открытию.

— Люблю репетировать. Даже прогуливаясь на улице, отды­хая, я повторяю в мыслях движения танца. Не могу отводить репе­тициям ограниченное время. Репетирую столько, сколько могу, по­ка не почувствую, что сейчас упаду. Проходит минута, и я начинаю все сначала. Потому что знаю: танец — это целый мир, который надо постигать бесконечно. Однако никогда не ходил и не хожу в балетный класс. Там танцовщик вольно или невольно проникается духом соперничества. Его терзает мысль: ни в коем случае не вы­глядеть хуже коллег. Танцовщик начинает демонстрировать; вирту­озное владение техникой и забывает о другом — философии тан­ца. Пустая репетиционная комната позволяет сосредоточиться... Почему Уланова стала Улановой. Главным в танце Галины Серге­евны была мысль. Исповедуя на балетной сцене принципы психоло­гического театра, она была прирожденной артисткой МХАТа. Я даже не боюсь предположить, что великая в балете Галина Сер­геевна была бы великой на сцене драматического театра.

— Часто на встречах со зрителями мне задают такие вопро­сы, — продолжал Махмуд Алисултанович, — много ли надо вре­мени для того, чтобы так отшлифовать танец. А у меня нет ни од­ного отшлифованного танца, все — в работе... Артист-аккумуля­тор, повседневно заряжающийся новыми впечатлениями, мысля­ми, чувствами. Когда понимаю, что не могу больше привнести в та­нец что-то от себя, что танец выхолащивается, я исключаю его из репертуара.

...Все танцы из репертуара Махмуда Эсамбаева имеют завид­ную судьбу — над ними не властно время. Однажды созданные творческой фантазией артиста, они в течение многих лет сохраня­ют первозданную свежесть, чистоту и выразительность рисунка, праздничную яркость, завораживая окружающих, словно живые, никогда не вянущие цветы, рождающейся на глазах красотой...

Впервые ритуальный индийский танец «Золотой бог» Махмуд Эсамбаев исполнил в конце пятидесятых годов. С тех пор он в ре­пертуаре артиста. Об этом номере написано немало выдержанных в самом высоком стиле страниц. Критиков, писавших тридцать лет назад, удивляло то, с какой изящной непринужденностью преодо­левал танцовщик неимоверные физические трудности при выпол­нении сложных па, как ему, никогда не бывавшему в Индии, уда­лось с таким блеском овладеть приемами национального хореогра­фического письма, передать дух народа этой страны. Недавно М. Эсамбаев переосмыслил идейную направленность танца. В се­годняшней трактовке «Золотой бог» не просто взволнованно-поэ­тический рассказ об извечном стремлении человека к труду, это— гимн разуму людей, их способности отстоять мир на земле. Солнце — символ покоя на нашей планете, ее гармонии — должно да­рить тепло людям вечно, утверждает своим искусством артист.

—  Концерты, репетиции, как я понял, отбирают у Вас большую часть суток. Но все же свободное время, наверное,   тоже бывает. Как Вы им распоряжаетесь?

—  Стараюсь как можно больше читать. Хожу в цирк. Именно на его арене состоялся мой артистический дебют. Люблю цирк за оптимизм, искренность, поразительное умение вселять в душу каж­дого, кто с ним встречается, ощущение праздника. Такие чувства я испытываю, когда смотрю выступления группы    со звучным на­званием «Джигиты Чечено-Ингушетии». Номер «Горская  леген­да», подготовленный Тамерланом Нугзаровым, известен   не только в нашей стране, но и за рубежом. Поэтому нет   нужды останавли­ваться   на нем подробно. Скажу лишь о том, что,    на мой взгляд, представляется главным в нем. Пожалуй, впервые   традиционный дивертисмент джигитовки был скреплен в этом номере      единым сюжетом. Сюжет оплодотворен мыслью, прекрасной мыслью о не­обходимости  прекратить вражду и распри  между    людьми.    До­бавьте к этому безукоризненную    техническую    подготовленность труппы. И тогда станет понятен успех, который сопутствует высту­плениям моих земляков.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru