Его пояснительные тексты к танцам, лапидарные по форме, образные по мысли, помогают зрителям представить в своем воображении картину, на фоне которой развернется театральное действо. Костюмы на героях артиста — не красочный декор, а всегда выразительный атрибут их внутренней характеристики. Музыка, никогда не иллюстрирует события, она — важное средство раскрытия философии, идеи танцевальной миниатюры...
Добиться такой гармонии неимоверно сложно. Вот почему Махмуд Эсамбаев не спешит с показом новых номеров — каждой премьере предшествуют раздумья, кропотливая до седьмого пота работа. И все-таки... Встретив во всеоружии свой юбилей, танцовщик почти наполовину обновил свою программу. Первое впечатление от ее просмотра можно сформулировать так: то, с каким вдохновением и внутренней наполненностью танцует Эсамбаев, надо видеть. Рассказ об этом, самый беспристрастный, может показаться преувеличением автора...
Как всегда, новая программа была впервые показана в Грозном. В этом кроется глубокий смысл. Артист — патриот своей республики. Если свои концерты он начинает с чечено-ингушского танца, то заключает разговором о родном крае. И, надо признаться, его монолог, по-горски полный афористического блеска и остроумия, так же завораживает публику, как и его танцы. Говоря о своем пути в искусстве, о тех, кто помог ему стать артистом, Махмуд Алисултанович всегда вспоминает о своей родной Чечено-Ингушетии, ее успехах, сегодняшнем дне горца, нашедшего счастье в дружной семье советских народов. В том, что республика набирает сейчас высоту, есть и частица его труда. Эсамбаев — кавалер трех орденов Трудового Красного Знамени. А в день шестидесятилетия на его груди засияла Золотая звезда Героя Социалистического Труда. Так Родина отметила успехи нашего земляка в развитии хореографического искусства.
Каждый концерт Махмуда Алисултановича вновь и вновь удивляет непроходящей молодостью и свежестью его таланта. В этом залог того, что народный артист СССР М. А. Эсамбаев еще долгое время будет радовать и восхищать зрителей. И тех, кто преданно любит искусство Махмуда Эсамбаева на протяжении многих лет, и тех, кто сейчас переживает волнующую пору первого знакомства с ним... Поклонников у артиста не счесть. Но все они, разные по возрастам, вкусам, привычкам, сходятся на мысли: быть свидетелями феномена в современном хореографическом искусстве — счастье, которое выпадает не каждому...
Дружба, ставшая судьбой
Время летит быстрокрылой, беспокойной птицей. Взмахнет трепетным крылом — позади остаются годы. Кажется, вчера переступил порог театра М. А. Давлетмирзаев. А сегодня Муталип Ахмадович, заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского, пропуская через фильтр памяти каждый свой шаг на сцене, спектакли, роли в них,, всерьез не может представить, что прошло столько лет. Но они прошли, пронеслись как один короткий миг, оставив светлые воспоминания о том времени, полном забот, стремлений, надежд, открытий. Молодые годы — позади. Наступила другая, не менее прекрасная пора — творческая зрелость. А это, согласитесь, случается не с каждым в искусстве.
Роли, сыгранные актером на сцене театра, убеждают: М. Давлетмирзаев не стремится быть неузнаваемым в каждой новой работе. Внешне образы, созданные актером, очень похожи друг на друга. Но всякий раз перед нами характер, живой человек с множеством только ему присущих качеств и свойств. Такие превращения не рождаются сами по себе, их источник — в подвижности и широте натуры исполнителя, его кругозоре, острой наблюдательности, неиссякаемом интересе к человеку и, что немаловажно, в особенностях художественной индивидуальности. Если искать точное определение индивидуальности Давлетмирзаева, то это, без сомнения, способность глубоко постигать природу драматургического материала, воссоздать нюансы психологического состояния героев и как следствие — передавать классовую, социальную, интеллектуальную, возрастную характеристику воплощаемых персонажей предельно достоверно, ярко, убежденно.
При всей разности классового и социального опыта, нравственного чутья, запаса духовных и душевных сил, возрастных уровней героев М. Давлетмирзаева роднит одно — личное отношение к создаваемому образу, раздумья о жизни, о человеке, страстный призыв к активным действиям за утверждение добра и справедливости. И что интересно. Свою программу в искусстве актер излагает не только тогда, когда создает на сцене образ героя, чьи мысли и чувства близки, дороги и понятны ему. Положительный идеал пронизывает и те создания актера, когда он обращается к драматургическому материалу негативного содержания, когда вышедший на сцену герой чужд Давлетмирзаеву по своим убеждениям и принципам.
Начало сценической биографии М. Давлетмирзаева, как и многих других его коллег, только что закончивших Ленинградский" институт театра, музыки и кинематографии, было стремительным, захватывающим. Дух студийности, привнесенный в жизнь театра вчерашними студентами, придавал новичкам смелость, с которой они брались за роли в пьесах русской и западноевропейской классики, местных драматургов, советских авторов. Давлетмирзаеву повезло более других. В первые же годы работы в театре он сыграл Печорина («Белла» М. Ю. Лермонтова), поручика Кошевого («Любовь Яровая» К. Тренева), Фердинанда («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Адиля («Дороги любви» И. Базоркина). Эти и многие другие работы были пробой сил, ступенями роста. Взбираясь по ним, Муталип постигал сущность актерского труда, искусство внутреннего перевоплощения, развивал в себе умение обогащать создаваемый характер собственным опытом, личными представлениями о жизни, ее проблемах...