Восхождение к творчеству

Горнов А.

Его пояснительные тексты к танцам, лапидарные по форме, об­разные по мысли, помогают зрителям представить в своем вообра­жении картину, на фоне которой развернется театральное действо. Костюмы на героях артиста — не красочный декор, а всегда выра­зительный атрибут их внутренней характеристики. Музыка, нико­гда не иллюстрирует события, она — важное средство раскрытия философии, идеи танцевальной миниатюры...

Добиться такой гармонии неимоверно сложно. Вот почему Мах­муд Эсамбаев не спешит с показом новых номеров — каждой пре­мьере предшествуют раздумья, кропотливая до седьмого пота ра­бота. И все-таки... Встретив во всеоружии свой юбилей, танцовщик почти наполовину обновил свою программу. Первое впечатление от ее просмотра можно сформулировать так: то, с каким вдохнове­нием и внутренней наполненностью танцует Эсамбаев, надо ви­деть. Рассказ об этом, самый беспристрастный, может показаться преувеличением автора...

Как всегда, новая программа была впервые показана в Гроз­ном. В этом кроется глубокий смысл. Артист — патриот своей рес­публики. Если свои концерты он начинает с чечено-ингушского танца, то заключает разговором о родном крае. И, надо признать­ся, его монолог, по-горски полный афористического блеска и остро­умия, так же завораживает публику, как и его танцы. Говоря о сво­ем пути в искусстве, о тех, кто помог ему стать артистом, Махмуд Алисултанович всегда вспоминает о своей родной Чечено-Ингуше­тии, ее успехах, сегодняшнем дне горца, нашедшего счастье в дружной семье советских народов. В том, что республика наби­рает сейчас высоту, есть и частица его труда. Эсамбаев — ка­валер трех орденов Трудового Красного Знамени. А в день шести­десятилетия на его груди засияла Золотая звезда Героя Социали­стического Труда. Так Родина отметила успехи нашего земляка в развитии хореографического искусства.

Каждый концерт Махмуда Алисултановича вновь и вновь удив­ляет непроходящей молодостью и свежестью его таланта. В этом залог того, что народный артист СССР М. А. Эсамбаев еще дол­гое время будет радовать и восхищать зрителей. И тех, кто пре­данно любит искусство Махмуда Эсамбаева на протяжении мно­гих лет, и тех, кто сейчас переживает волнующую пору первого знакомства с ним... Поклонников у артиста не счесть. Но все они, разные по возрастам, вкусам, привычкам, сходятся на мысли: быть свидетелями феномена в современном хореографическом искус­стве — счастье, которое выпадает не каждому...

Дружба,  ставшая судьбой

Время летит быстрокрылой, беспокойной птицей. Взмахнет трепетным крылом — позади остаются годы. Кажется, вчера пере­ступил порог театра М. А. Давлетмирзаев. А сегодня Муталип Ахмадович, заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского, пропуская через фильтр памяти каждый свой шаг на сцене, спектакли, роли в них,, всерьез не может представить, что прошло столько лет. Но они прошли, пронеслись как один короткий миг, оставив светлые вос­поминания о том времени, полном забот, стремлений, надежд, от­крытий. Молодые годы — позади. Наступила другая, не менее пре­красная пора — творческая зрелость. А это, согласитесь, случается не с каждым в искусстве.

Роли, сыгранные актером на сцене театра, убеждают: М. Дав­летмирзаев не стремится быть неузнаваемым в каждой новой ра­боте. Внешне образы, созданные актером, очень похожи друг на друга. Но всякий раз перед нами характер, живой человек с мно­жеством только ему присущих качеств и свойств. Такие превра­щения не рождаются сами по себе, их источник — в подвижности и широте натуры исполнителя, его кругозоре, острой наблюдатель­ности, неиссякаемом интересе к человеку и, что немаловажно, в особенностях художественной индивидуальности. Если искать точ­ное определение индивидуальности Давлетмирзаева, то это, без сомнения, способность глубоко постигать природу драматургиче­ского материала, воссоздать нюансы психологического состоя­ния героев и как следствие — передавать классовую, социальную, интеллектуальную, возрастную характеристику воплощаемых пер­сонажей предельно достоверно, ярко, убежденно.

При всей разности классового и социального опыта, нравствен­ного чутья, запаса духовных и душевных сил, возрастных уровней героев М. Давлетмирзаева роднит одно — личное отношение к соз­даваемому образу, раздумья о жизни, о человеке, страстный при­зыв к активным действиям за утверждение добра и справедливо­сти. И что интересно. Свою программу в искусстве актер изла­гает не только тогда, когда создает на сцене образ героя, чьи мыс­ли и чувства близки, дороги и понятны ему. Положительный идеал пронизывает и те создания актера, когда он обращается к драма­тургическому материалу негативного содержания, когда вышед­ший на сцену герой чужд Давлетмирзаеву по своим убеждениям и принципам.

Начало сценической биографии М. Давлетмирзаева, как и многих других его коллег, только что закончивших Ленинградский" институт театра, музыки и кинематографии, было стремительным, захватывающим. Дух студийности, привнесенный в жизнь театра вчерашними студентами, придавал новичкам смелость, с которой они брались за роли в пьесах русской и западноевропейской клас­сики, местных драматургов, советских авторов. Давлетмирзаеву повезло более других. В первые же годы работы в театре он сыг­рал Печорина («Белла» М. Ю. Лермонтова), поручика Кошевого («Любовь Яровая» К. Тренева), Фердинанда («Коварство и лю­бовь» Ф. Шиллера), Адиля («Дороги любви» И. Базоркина). Эти и многие другие работы были пробой сил, ступенями роста. Взби­раясь по ним, Муталип постигал сущность актерского труда, ис­кусство внутреннего перевоплощения, развивал в себе умение обо­гащать создаваемый характер собственным опытом, личными представлениями о жизни, ее проблемах...

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru