Восхождение к творчеству

Горнов А.

Не каждому актеру удается сыграть роль, которая становится самой главной в жизни, оказывает благоприятное воздействие не только на дальнейшую творческую судьбу, но и на личность само­го исполнителя — его убеждения, социальную активность, отноше­ние к делу, характер. Нечто подобное происходит с Муталипом Ахмадовичем. «Лениниана» открыла нам в Давлетмирзаеве талант внутреннего и внешнего перевоплощения, большое актерское обая­ние, зоркий взгляд современника, умеющего сопрягать события истории с сегодняшним днем. Но итог работы над спектаклем не исчерпывается этим. Актер убежден: если он в последнее время стал активнее выражать гражданскую позицию в жизни и в ис­кусстве — этим он обязан «Лениниане»...

А жизнь в искусстве продолжается. Сейчас актер исполняет роли в новых спектаклях театра, раскрывает жизни своих героев с удивительной эмоциональной силой, полно, разносторонне, со всеми индивидуальными особенностями их характеров. И что важно, каждый образ, созданный М. Давлетмирзаевым на сцене после спектакля «Лениниана», озарен светом той главной роли. Так проявляется в актере высокая требовательность к себе и свое­му творчеству, обнаруживается его понимание театра как серьез­ного и вдумчивого воспитателя, как праздника, возвышающего и облагораживающего душу человека.

Размышляя о сущности актерского труда, советский искусство­вед И. Соллертинский писал: «Каждый артист думает, что ему ис­кусство необходимо, что оно — смысл его жизни. Но немного суще­ствует людей, о которых можно сказать, что они необходимы ис­кусству». Муталип Давлетмирзаев необходим искусству, театру. Это он подтверждает каждым своим выходом на сценические под­мостки, всей жизнью...

Любовью за любовь

И сегодня Тамара Яндиева, актриса Чечено-Ингушского театра имени X. Нурадилова, помнит тот разговор со своим учителем по институту.

Было это перед выпускным экзаменом. Репетировали сцену из дипломного спектакля «Слуга двух господ» К. Гольдони. Работали несколько часов подряд, но Ирина Всеволодовна Мейерхольд бы­ла все же недовольной. И тогда Тамара вспылила, хватит: больше не могу.

Ирина Всеволодовна подняла удивленно брови, подошла к Та­маре, обняла ее за плечи и повела в угол репетиционной комнаты, подальше от ребят.

—  Вот что, моя дорогая   девочка! — тихо произнесла   она. — Природа не поскупилась, одарив тебя красотой.   Да и в том,   что ты талантлива, я глубоко убеждена. Но запомни: как чахнет дере­во с подрубленными корнями, так и талантливый человек, не же­лающий много трудиться, перестает быть таковым.

Слова Ирины Всеволодовны не просто врезались в память. Они стали для актрисы тем нравственным ориентиром, по которо­му Тамара сверяет каждый свой шаг в искусстве.

—  Тамаре претит приблизительность в работе над ролью, она стремится дойти до сути своих героинь, ощутить внутреннее    род­ство с ними, или, напротив, понять, чем они ей не   симпатичны, — говорит главный режиссер ингушской труппы театра имени X. Нурадилова заслуженный деятель искусств ЧИАССР, лауреат Госу­дарственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского   Руслан Хакишев. — В этом проявляется главное свойство ее характера — трудолюбие. Подчас удивляешься, откуда в этой хрупкой девчон­ке столько сил, энергии, откуда в ней эта настойчивость   в дости­жении поставленной цели.

...К увлечению Тамары в семье относились благосклонно.

Никто из домашних не мог всерьез предположить: детская игра превратится в то, без чего она не сможет представить дальнейшую судьбу.

Когда о своем намерении Тамара чистосердечно призналась от­цу, ответ последовал категорический: считай, что этого я не слы­шал. На что Тамара, глубоко убежденная в том, что никакая сила в мире не может изменить ее выбор, спокойно ответила: хорошо, я не буду актрисой, но в таком случае я не буду никем.

С помощью старшей сестры, стремившейся поскорее избавить Тамару от охватившего наваждения, она оказалась в Чечено-Ин­гушском драматическом театре, где Василий Васильевич Меркурь­ев и Ирина Всеволодовна Мейерхольд набирали ингушскую сту­дию для учебы в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. На последнем туре Тамара расплакалась. Ее мучило предчувствие беды — узнает отец: ни ей, ни сестре несдобровать.

—  Тогда зачем же ты пришла сюда? — удивился Василий Ва­сильевич.

—  Хотела узнать, получится ли из меня актриса?

—  Получится. Я отвечаю за это.

Отец был непреклонен. В актрисы? Что скажут родственники, соседи? Не запятнает ли она своим выбором доброе имя семьи? О людях актерской профессии злые языки всякое слагают, попро­буй разберись, где тут правда, а где ложь. Спасибо друзьям отца. Это они убедили его: в стремлении девочки нет ничего предосуди­тельного, напротив, его надо поддержать. Искусство, если оно по-настоящему дорого и любимо, делает человека нравственно богаче, сильнее, добрее.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru