Восхождение к творчеству

Горнов А.

И вот уже семь лет она — актриса театра. Время это не было безоблачным, как может показаться со слов режиссера. Случались радости. Приходили и огорчения. Впрочем, Тамара, склонная кри­тически оценивать первые творческие шаги, настроена определен­но: огорчений было больше. Оснований для подобных заключений, по крайней мере так считает сама актриса, более чем достаточно. Например, мало сыграно ролей. Не все из них принесли удовлетво­рение. Ни разу не появилась она на сцене театра в новой пьесе местного автора. А желание серьезно и откровенно поговорить со своими сверстницами о волнующих проблемах современности ог­ромно. И все же Т. Яндиева понимает: было бы непростительным кокетством считать себя обиженной. Она — счастлива. Счастлива потому, что работает под руководством опытных и талантливых ре­жиссеров, потому, что вместе с другими энтузиастами стоит у исто­ков рождения ингушского театра в республике, потому, что снимается в кино, но прежде всего потому, что она—актриса, и поэтому лю­бая, самая маленькая роль для нее — волнение и радость, ступень­ка к высотам творческой зрелости, экзамен на профессионализм.

...Ее актерской палитре свойственны мягкость красок, лирич­ность, тонкий психологизм в прорисовке характеров. Образы, соз­данные Т. Яндиевой на сцене и экране, достоверны и узнаваемы, они — женственны, даже хрупки, кажутся беззащитными, но сколько в них (это становится понятным при ближайшем с ними знакомстве) душевных сил, какое достоинство и благородство движет ими. Актрисе всегда интересно разобраться в нюансах ду­ши своих героинь, она умеет наполнять каждый их шаг, поступок, действие в целом мыслью и содержанием, давать ему внутренне оправданные мотивировки — так сказывается в ней традиция Ле­нинградского театра имени А. С. Пушкина, к корифеям которого принадлежал В. В. Меркурьев. И в то же время, в любой ее рабо­те видно пристальное внимание к внешним проявлениям характера, поиски точной формы, почти скульптурная отточенность и вырази­тельность пластического решения — вкус к этой стороне актер­ского труда в ней воспитала И. В. Мейерхольд, страстный пропа­гандист учения своего отца — Всеволода Эмильевича.

Вот Ирина из спектакля «Утиная охота» А. Вампилова. Эту роль ингушская актриса сыграла на русском языке на сцене Рес­публиканского русского театра имени М. Ю. Лермонтова. Ее ге­роиня — семнадцатилетняя девчонка, случайно повстречавшая­ся на пути главному герою спектакля — Зилову, стала олицетво­рением чистоты, молодости, веры в светлое в человеке и — нрав­ственным центром всего спектакля. Было понятно, что именно она заставляет Зилова «остановиться, оглянуться», осознать никчем­ность прожитых лет, ложь, в плену которой он пребывал долгое время. И начать поиски самого себя...

Когда режиссер М. Солцаев пригласил Т. Яндиеву на роль Ирины, многие сомневались. Может ли начинающая актриса рас­крыть тайну характера русской девчушки, передать присущий ге­роине способ восприятия мира? Режиссер верил: да, может. И не ошибся. Образ Ирины, созданный дебютанткой, весь светился оба­янием и непосредственностью молодости. Ее героиня — характер - открытый, отзывчивый — для Зилова — живое напоминание юно­сти, укор за годы, пролетевшие по его вине пустой чере­дой.

Думала ли тогда Тамара, что роль Ирины, открывшая в ее ак­терской индивидуальности удивительную способность тонко чув­ствовать природу мышления автора другой национальности, глу­боко постигать внутренний мир его героев, находить точные изобразительные средства для выражения внешней сущности образа, круто повернет через некоторое время ее судьбу, распахнет перед молодой ингушской актрисой двери ведущих киностудий страны. Конечно, нет. Она просто работала. Каждый вечер выходила на сцену. Сначала в массовках и небольших эпизодах, а затем в ро­лях главных героинь.

Успешным оказалось для Т. Яндиевой сотрудничество с Р. Хакишевым уже на сцене родного театра. Жанр мюзикла, в котором он решил комедию Ж.-Б. Мольера «Мнимый больной», пришелся по душе актрисе, она легко и свободно чувствовала себя в музыкаль­ной стихии спектакля, проявляя незаурядные хореографические и вокальные способности. Сколько радости и веселья было в Анджелике, сыгранной как бы на одном дыхании, страстно, темперамент­но. Какое жизнелюбие, неистощимый на выдумку ум обнаружи­вала она в забавных коллизиях спектакля...

А рядом другой персонаж, для воплощения которого потребо­вались совсем иные художественно-выразительные средства. Го­рянка Альбика в спектакле «Песни вайнахов» (его основу состав­ляет чечено-ингушский музыкальный фольклор), одетая    в белое национальное платье, была похожа на красивую сказочную птицу, кроткую и гордую одновременно.

Трагедийную сторону дарования актрисы открыла роль Луизы в трагедии Ф. Шиллера «Коварство и любовь». Спектакль, постав­ленный М. Цицкиевым, отличался стройным актерским ансамблем, в котором отчетливо был слышен и исполненный внутреннего на­пряжения голос Т. Яндиевой. Героиня актрисы — существо тонкое и нежное — располагала к себе непреклонностью духа и силой воли, вызывала сочувствие. И так хотелось, чтобы она была сча­стлива. Но нет! Как в нервных бликах освещения сцены ломалась хрупкая фигура Луизы, так и счастье ее рушилось под натиском трагических обстоятельств.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru