Восхождение к творчеству

Горнов А.

И еще одна отрицательная роль последних лет — Деникин в драме Е. Чебалина «Штык», роль, которая позволила актеру вновь поразмышлять о современном мире, тех новоявленных завоевате­лях, которые хотели бы задушить национально-освободительное движение, заставить массы отказаться от борьбы за лучшую долю, счастье для всех.

По сцене ходил человек с мертвецки бледным лицом. Он давно понял, что операция, предпринятая белой армией на Северном Кавказе, обречена на провал. Но все еще не хочет в этом при­знаться. Он отдает распоряжения, отчитывает подчиненных, но во всем чувствуется какая-то вялость, бесстрастность и обречен­ность...

Разумеется, жизнь Муталипа Давлетмирзаева в искусстве нельзя ограничить рамками творчества лишь одного режиссера. Были в его судьбе встречи с другими художниками, удачные роли в их спектаклях, предоставившие актеру счастливую возможность развивать и совершенствовать свое дарование, разнообразить па­литру художественной выразительности, и что, пожалуй, самое главное — обогащать личный опыт познания существа актерского труда.

Для постановки пьесы «Святая святых» И. Друце в Грозный был приглашен московский режиссер В. Иванов, художник, придерживающийся законов психологического театра с его при­стальным вниманием к внутреннему миру персонажей, стремлени­ем к простоте формы, отрицанию исключительности и остроты внешних приемов.

В этом спектакле М. Давлетмирзаев сыграл роль Михая, об­раз которого стал символом мужской чести, дружбы и достоин­ства. Проникновенно, искренне звучала в устах героя мысль о том, как важно для каждого из нас хранить в своей душе святую свя­тых — чувство родины, беречь и приумножать готовность творить на земле добро, всегда и во всем блюсти интересы общего дела.

Мягкая лирическая интонация, естественная манера, внешняя простота, с которой актер вел свою роль, заставляли пристальнее следить за развитием характера героя, состоянием его души, жи­вущей по строгим нравственным законам, проникнуться огромным уважением к этому человеку, доброму, совестливому, бескорыст­ному в дружбе, бесконечно преданному делу, которое доверила ему партия.

В спектакле «Мастера» болгарского драматурга Р. Стоянова он встретился с другим интересным московским режиссером А. Шатриным. Роль мастера Найдена, не сумевшего сберечь талант ис­кусного резчика по дереву, М. Давлетмирзаев насытил такой под­линностью и глубиной переживаний, что в каждом жесте, душев­ном движении героя чувствовалась боль его создателя, читалась мысль об ответственности художника за свой талант, той ответ­ственности, которая отвергает соблазн временного, скоротечного успеха, поднимает человека над мелочным, обыденным, заставляет расти, совершенствоваться. Вот что писал об этой работе актера режиссер А. Шатрин: «Уважаемый Муталип Ахмадович! Рад, что встретился с Вами в интересной творческой работе. Высоко ценю Ваше отношение к театру, творческому труду, стремлению наби­рать знания, хотя у Вас их вполне достаточно и, казалось бы, можно «успокоиться». Но ведь тогда — без устремлений, какая радость служить?! Уверен, что роль Найдена еще созреет (хотя уже сейчас Вы играете ее отлично) и доставит Вам радость откры­тий души человека!».

В «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского, поставленной Р. Хакишевым, актер создал образ Вожака. К этой роли у М. Давлетмирзаева свое, особое отношение. Оно связано с воспоминания­ми студенческих лет, проведенных в Ленинграде, городе славных актерских традиций. Здесь, в Академическом театре драмы имени А. С. Пушкина, он впервые увидел этот спектакль и замечательного русского актера Юрия Владимировича Толубеева в роли Вожака. Тогда, приковав взгляд к мрачному силуэту военного корабля, чья вздыбившаяся грудь резала не только тугую балтийскую волну, но и перекраивала, переиначивала человеческие судьбы, Муталип впервые почувствовал над собой власть изощренного актерского искусства, впервые ощутил созданную театром атмосферу высокой духовной насыщенности, которую непременно хотелось сберечь в душе на долгие годы.

Он пересмотрел все спектакли с участием Толубеева, стараясь понять, в чем магия этого актера, где исток его поразительного умения погружать зрителя в определенные исторические условия, побуждать его зорче и внимательнее всматриваться в жизнь. Наб­людая за толубеевскими героями в пьесах А. П. Чехова, А. Н. Ост­ровского, М. Горького, В. Шекспира, Муталип учился у него не­подражаемой органичности существования в образе, глубине пред­лагаемых характеристик, ясности мысли, простоте формы...

Уроки русского мастера не прошли бесследно для актера. Роль была сыграна М. Давлетмирзаевым в строго выверенном ритме, психологически емко, с чувством исторической правды. Герой акте­ра говорил медленно, цедил с ложной многозначительностью каж­дое слово, старался наполнить особым значением каждый свой жест. До поры до времени с помощью этой бутафории Вожаку уда­ется маскировать зияющую пустоту души, держать большую часть матросов в повиновении... Но в конце концов тайное становится явным: борьба за свободу личности для Вожака — борьба за осо­бое место на корабле, а исповедуемая философия неподчинения — способ подчинять других. Когда все понимают это, фигура Вожака сразу блекнет. Куда деваются его безапелляционные интонации, риторические возгласы, театральные жесты. Перед нами пред­стает страшное в своей подлости ничтожество, которому суждено уйти в историческое небытие.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru