Восхождение к творчеству

Горнов А.

В годы Великой Отечественной войны он, тогда еще совсем подросток, которого русские друзья звали Мишей, пришел в одну из артистических бригад. Более 360 концертов дал Эсамбаев на передовой.

...Случай привел его в Киргизский театр оперы и балета, где талантливый юноша со страстью, присущей целеустремленному, волевому характеру, начал постигать технику классического тан­ца. Упорный, самозабвенный труд был вознагражден. Эсамбаев стал ведущим солистом балетной труппы. Однако ощущение удов­летворения не приходило. Стало очевидно: не этот вид танца яв­ляется его призванием. В нелегкие дни душевного смятения, на­пряженных творческих раздумий и родилась у него мечта уйти на концертную эстраду, создать такую программу, которая бы дава­ла возможность за один вечер представлять жизнь многих лю­дей, переноситься в разные эпохи и страны, демонстрировать различные стили исполнения, донося до зрителей неисчерпаемые богатства народного танца. Неистово работал актер, но только в 1957 году поиск увенчался победой. Он стал лауреатом Всероссийского, Всесоюзного и международных кон­курсов. Скоро в Испании за лучшее исполнение национального танца Эсамбаев был удостоен Золотой медали. В Индии он стя­жал себе славу мастера, в совершенстве овладевшего сложным хореографическим письмом ритуальных танцев. Затем, в числе других «звезд» советского балета, последовали гастроли по стра­нам Латинской Америки, превратившиеся для артиста в настоя­щий триумф.

Находясь на гребне успеха, Эсамбаев нашел мужество честно сказать себе: чтобы быть интересным публике, покорять ее еже­дневно, надо много знать и уметь. Настал новый час ученичест­ва. Он изучал обычаи, нравы, традиции, искусство народов мира, перенимал опыт известных мастеров хореографии, неустанно рабо­тал над совершенствованием исполнительского мастерства — так создавалась программа «Танцы народов мира», с которой Махмуд Эсамбаев впоследствии объездит весь мир.

— Программа в том виде, в каком она существует теперь, — рассказывает артист, — рождалась в муках, шлифовалась десят­ками лет. Почему в нее вошел танец древних инков «Павлин», ин­дийский «Золотой бог» или бразильская «Макумба»? Я всегда примеряю танец к своей индивидуальности    артиста    и человека. Если в результате такого знакомства чувствую приязнь к нему, мо­гу к его первозданной гармонии добавить внутреннюю силу, рож­денную ощущением сегодняшней жизни, придать новый оттенок, усовершенствовать, только тогда я начинаю разучивать этот та­нец, постигать философию, заключенную в нем...

...Где бы ни выступал Махмуд Эсамбаев, свой концерт он на­чинает с чечено-ингушского танца «Любовь к Родине».

— Как только занималась заря, — слышим мы голос ведуще­го, — маленький мальчик выбегал встречать рассвет. Он любил пробуждение природы. Но однажды глубокой ночью мать разбу­дила его, завернула в бурку, посадила на арбу, и вся семья тро­нулась в путь. «Куда мы едем?» — «Молчи, сын мой, вырастешь— узнаешь закон гор».

Но отнюдь не старый сюжет из жизни горцев волнует сегодня артиста. В возвращении юноши на землю предков он видит нечто большее, чем дерзкий вызов жестокому закону кровной мести. Его танец — это признание в любви к родной Чечено-Ингушетии, ее людям, добрым, трудолюбивым, отзывчивым; взволнованный рас­сказ о том, как большое патриотическое чувство возвышает лич­ность, делает ее причастной к биографии страны, судьбам лю­дей...

...Новый танец — новая новелла. На этот раз из жизни цыган­ского табора. Герой, созданный воображением артиста, молод, горяч. Он одержим мыслью удержать возле себя любимую. Одна­ко мучительное расставание неизбежно. Потому-то так клокочет его душа, так горят глаза, в которых борются друг с другом лю­бовь, ненависть, боль, страдание.

А рядом другое создание танцора — мальчик-портняжка. Ка­кое обаяние юности привносит артист в этот номер, сколько в его герое детской непосредственности, милой неуклюжести, неистово­го желания овладеть азами портняжного искусства! Посмотрите, как бы предлагает нам танцор, усилия мальчика должны быть вознаграждены — из ученика вырастет мастер.

Герой испанского танца горд и силен сознанием общности своей судьбы с судьбой любимой Родины. Красный плащ в креп­ких руках юноши не просто необходимый атрибут национального костюма. Танцовщик превращает его в символ. Красное полотни­ще, впитавшее в себя кровь боровшихся с франкизмом честных людей Испании, призывает жить по высшим законам добра и справедливости...

В «Эмигранте» же перед нами предстает внутренне опустошен­ный, одинокий старец. Если подрубить корни дерева, оно переста­нет жить. Так и человек, утративший связь с Родиной, не питаемый ее живительными соками, дряхлеет физически, умирает морально, нравственно — эта мысль грустной мелодией окрашивает танец...

Как танцовщику за сравнительно короткое    время,    в течение которого живут его персонажи, удается показать характер своего героя во всей сложности и неоднозначности, вскрыть его мироощу­щение, проникнуть в глубину человеческой души? Секрет в том, что помимо виртуозного владения техникой танца, Эсамбаев наде­лен даром драматического артиста. Диапазон этого дарования чрезвычайно широк. Мир танца, созданный М. Эсамбаевым на балетной сцене, позволяет увидеть: каждое мгновение своего пре­бывания на сцене танцовщик умеет наполнять глубоким содержа­нием, его жест, шаг, движение, мимика осмыслены, подчинены главному, — раскрытию основной идеи воспроизводимого средства­ми хореографии и пластики произведения, его философии. Танцы, лишенные большого общечеловеческого звучания, в которых испол­нитель лишь бесстрастно демонстрирует технику, ему органически неприемлемы. Эсамбаева привлекают танцевальные сюжеты с четким биением пульса сегодняшней жизни. Каждый номер, пока­зываемый артистом на сцене, — это изящный по форме и глубо­кий по мысли рассказ о человеке, его радостях, бедах, мечтах, стремлениях, о красоте бытия во всем многообразии и богатстве его красок. При этом созданные артистом персонажи всегда оза­рены обаянием его личности. Они мудры житейским опытом Эсам­баева, через свое отношение к ним танцовщик выражает позицию в искусстве Эсамбаева - художника и гражданина.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru