Восхождение к творчеству

Горнов А.

—   Махмуд Алисултанович, когда Вы испытываете минуты осо­бого творческого   подъема?

—  Когда вижу в зале горящие радостью    глаза друга.    Тогда свое искусство я мысленно посвящаю ему, только ему.

В этих словах, произнесенных с мягкой улыбкой, не было и тени чудачества, которое право же, такой человек, как Эсамбаев, может позволить себе. Тем более не было в них неуважения к ко­му-то. Истинный смысл сказанного станет понятен тогда, когда ар­тиста, его жизнь увидишь, так сказать, крупным планом. Человек удивительно общительный, он богат друзьями, товарищами. «Ал­ло, я ищу людей», — любит повторять Махмуд Алисултанович. И он действительно их ищет. С профессором, лауреатом Ленинской премии, Героем Социалистического Труда Г. А. Илизаровым его свел случай — лечился в его клинике. Познакомился там с дру­гим пациентом — Валерием Брумелем. С тех пор они друзья. Пар­тийные работники, министры, космонавты, художники Палеха, ли­тераторы, деятели искусств, такие, как Георгий Товстоногов, Еле­на Образцова, Ирина Архипова, Владимир Атлантов, Анастасия Зуева, Юрий Григорович, сотни, если не тысячи других менее и совсем неизвестных людей — для каждого из них в щедром серд­це артиста найдется уголок. Именно для друзей, в каком бы горо­де нашей страны ни выступал Эсамбаев, он оставляет один ряд зрительного зала. И надо сказать, этот ряд всегда заполнен до единого кресла. Так что даря свое вдохновение, как говорит Махмуд Алисултанович, одному человеку, он дарит его по существу всему залу. Отсюда то поразительное ощущение, что выносят зри­тели с его представлений — танцуя для них, Эсамбаев помогает прикоснуться к прекрасному, потребность в котором живет в душе каждого.

Мне нравится помогать людям, получая взамен улыбки и доб­рые слова. А это, согласитесь, не так уж мало, говорит артист. От­крытый, доступный, отзывчивый на чужую боль, Махмуд Алисултанович в глазах своих земляков — олицетворение человеческого участия, верности данному слову. Вспоминается такой случай. Не­давно, воспользовавшись кратковременным приездом Эсамбаева в Грозный, к нему в дом пришла женщина. На лице — растерян­ность. Произнесла слово и расплакалась, испугав сгрудившихся возле нее ребятишек. А затем, успокоившись, поведала грустную историю. Распалась семья. Не успел остыть след ушедшего из до­ма мужа, как звонят с места его работы. Так, мол, и так, сообща­ют безапелляционным голосом: «Вы подлежите выселению из квар­тиры, поскольку на предприятии не работаете». «А куда я с ними пойду?» — недоуменно развела она руками. В судьбе этой женщи­ны М. Эсамбаев принял самое деятельное участие. Подыскал ря­дом с домом работу по специальности, помог устроить малышей в детский сад. Заставил, наконец, руководителей того завода понять, как важно и необходимо блюсти не только букву закона, но и его Дух.

Щедрость сердца, открытость души, неравнодушность к чужо­му счастью или горю — именно эти качества позволили Махмуду Алисултановичу наряду со званием народного артиста СССР по­лучить еще одно почетное звание — звание народного избранника.

Надо заметить, депутатский стаж М. Эсамбаев насчитывает десятки лет. Долгие годы был депутатом Верховного Совета ЧИАССР. В том, что столицу Чечено-Ингушетии украсил теат­рально-концертный зал, есть заслуга и Эсамбаева. Любопытная деталь. Именно ему строители предоставили почетное право дать на новой сцене первый концерт. Уже в статусе депутата Верховно­го Совета СССР М. А. Эсамбаев выполнил другой наказ — в спут­нике Грозного — Аргуне с его помощью был построен Дворец культуры.

—  Не счесть, пожалуй, концертов, с которыми Вы    выступали перед зрителями за долгую жизнь в искусстве. Какие из   них   за­помнились особенно? Почему?

—  Вспоминаю далекий  1957 год. Будучи артистом Московской филармонии, я приехал в Калугу с первым    сольным    концертом. За три часа до выступления осмотрел подмостки рабочего    клуба. Заметил кое-где торчащие из досок гвозди. Попросил    выдернуть их, помыть полы. На что бойкая уборщица отпарировала, не заду­мываясь; «Между прочим, недавно на этой сцене танцевала    сама Лепешинская, и претензий никаких не было. А тут какой-то Хо­мут приехал и сразу условия ставит». Пришлось самому отпра­виться на поиски клещей...

На следующий день эта женщина, явно смущенная, зашла ко мне в гримуборную и заголосила: «Сыночек, ты уж извини. Если бы знала заранее, как ты танцуешь, я бы ногтями сцену выскреб­ла».

Она действительно перед концертом чуть ли не ногтями вы­скребла полы. И звала меня уже не Хомут, а Махмуд. Когда я уез­жал из Калуги, она мне подарила банку малинового варенья.

1964 год. Я выступал в Херсоне. На одном из моих концертов заговорил немой юноша — Анатолий Барыгин.

Нервный шок, который юноша пережил в восемнадцать лет — он оказался между двумя мчащимися автомобилями, — лишил его дара речи. Восхищение искусством (так объяснили впоследствии специалисты), вернуло ему голос. Кстати, Анатолий мне до сих пор пишет, он работает руководителем танцевального коллектива.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru