Восхождение к творчеству

Горнов А.

Вот тут-то и кроется один из парадоксов спектакля. Выступая в роли репетитора, Евгений, не сознавая того, сам превращается в ученика. Узнавая ближе свою подопечную, открывая первозданность ее восторженной натуры, он понимает, хотя ему и стыдно в этом признаться, — это простая девчонка богаче его как лич­ность. Не утратившая способность при всех испытаниях, уготован­ных судьбой, верить в хорошее в человеке, бороться с несправед­ливостью, она образец активного отношения к жизни, а значит и к процессу воспитания нового человека...

И снова неожиданная, на первый взгляд, метаморфоза — в спектакле «Долгожитель» Б. Рацера и В. Константинова актер сыграл роль, абсолютно не похожую ни на одну из тех, что дове­лось ему играть за четверть века в театре. Водевиль, а спектакль принадлежит именно к этому жанру, как известно, предъявляет особые требования к исполнителям — надо в совершенстве вла­деть тайнами актерского ремесла (например, в этом спектакле В. Белоглазов по ходу замысловатого сюжета предстает то в об­разе молодого симпатичного культработника Кости, то в образе не менее симпатичного глубокого старца), обладать художниче­ским чутьем, быть органичным в стихии песен и танцев. Приобще­ние В. Белоглазова к жанру водевиля можно считать удачным. Техническая сторона роли выполнена актером безукоризненно. Свежо прозвучала в спектакле и мысль, которую несут две эти роли, — спешите делать добро, только в этом случае человек мо­жет стать счастливым...

Интересными, творчески наполненными оказались для Влади­мира Белоглазова и последующие годы в театре. Получив в 1982 году звание заслуженного артиста РСФСР, он не просто выдвинул­ся в число лидеров труппы, Белоглазов стал одним из немногих ее актеров, чье само участие в спектакле во многом обеспечивает его успех, всегда обещая неординарную трактовку той или иной роли, встречу с отточенным актерским мастерством.

В пьесе А. Галина «Ретро» Белоглазов поначалу не был занят. Но выпущенный спектакль, как говорится, буксовал. Тогда и было принято решение ввести в него актера. И, надо признать, спек­такль сразу засверкал новыми красками, конфликт приобрел большую глубину и психологическую достоверность. Его Леонид — духовный родственник Саяпина. Умен, коммуникабелен, интелли­гентен. Но за всем этим зияет пустота души. Леонид, утверждает актер, не только внутренне опустошенный человек. Он еще и соци­ально опасный тип, подчинивший свой ум, энергию одной единст­венной страсти — цели наживы, неуемного личного обогащения. Этой ролью, исполненной как всегда безупречно тонко, с точными психологическими и социальными акцентами, актер страстно заяв­лял пришедшим в театр зрителям о том, как чужд нашему обще­ству человек без идеи, без принципов...

А вот герой примерно такого же социального калибра — пре­успевающий московский журналист Георгий из пьесы Г. Рабкина - «Ревизия». Бурно, неистово восстает Георгий против косности, рутины, равнодушия, ратует со страниц своей газеты за честность и порядочность в людях, призывает их всегда не поступаться со­вестью, принципиальностью. Когда же наступает час выбора, и Георгию надо не на словах, а на деле показать, чего он стоит, то оказывается: высокие призывы для него ничто иное как способ для удовлетворения собственных эгоистических амбиций. Никогда не сомневающийся Георгий без малейших колебаний предает испове­дуемые принципы, предпочитает преступить закон, лишь бы сохра­нить покой, благополучие... Тонко, с множеством психологически оправданных моментов поведал актер грустную историю о внешне-праведном и внутренне опустошенном человеке, для которого двой­ная мораль стала нормой жизни.

Полезной для актера была работа над ролью художника Машу в пьесе французского драматурга Ив. Жамиака «Месье Амилькар», ролью небольшой, но очень важной в идейном контексте спектакля. Мысль о том, что художник не имеет права отказывать­ся от самого себя, терять человеческое достоинство в угоду пресы­щенным особам, не должен предавать и продавать свой талант — стала определяющей в характеристике персонажа, воссозданного актером с тонким ощущением стилистики драматургического материала.

Весомый результат принесла Белоглазову встреча с пьесой В. Славкина «Взрослая дочь молодого человека». Рядовой инженер Прокоп — образ, воплощенный актером — заметно отличался от собравшейся компании друзей его юности. Сорокалетние инфан­тильные мальчики, так и не ставшие мужчинами, яростно вспоми­нали молодые годы, пытались понять, почему остались нереализо­ванными прекрасные идеи юношества, почему их души сегодня то­чит неудовлетворенность. Участвует в этом диспуте и Прокоп. С виду неуклюжий, застенчивый, немногословный, он в конце концов восстает против подобного брюзжания. Главное, не впадая в резо­нерство, говорит Прокоп, надо чувствовать ответственность перед самим собой и теми, кто с тобой рядом, осознавать, что ты занима­ешься важным и нужным делом. И тогда жизнь станет счастливой, каждый день будет наполнен смыслом и значением.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru