Восхождение к творчеству

Горнов А.

...Восхищенно всматривалась камера в лица глубоких старцев из картины «Долгожители», открывая в жизни каждого из них, словно в книге мудрости, весьма поучительное: его герои напом­нили о высоком предназначении человека, о необходимости всег­да и во всем быть творцом. Фильм «Вайнах» был воспринят не просто как обычный концерт популярного коллектива, он нес большее — признание в любви к родной Чечено-Ингушетии, ее на­роду самобытному, талантливому. Лента «Кезеной-Ам», проник­новенно рассказав о голубой жемчужине республики, страстно призывала беречь и сохранять красоту окружающего нас мира. В «Горской новелле» выразителем этой темы выступает егерь Анзор, человек, близкий к природе, тянущийся к ее совершенству. В ду­ше каждого, с кем сводит судьба Анзора, он хочет вызвать жажду этого совершенства, стремление жить по его законам.

— Анзор, пожалуй, мой любимый герой в этой ленте, — при­знается И. Татаев. — В его уста я постарался вместе с соавтором сценария Саидом Чахкиевым вложить то, что особенно волнует меня и как человека, и как художника.

...Есть у Илеса Вахидовича одно увлечение, которому он по­свящает все свободное время. Если удается выкроить денек-дру­гой, Илес обязательно отправляется в лес. Бродит часами в поис­ках выразительного корня, симпатичной, как он говорит, ветки. И не просто бродит, а настойчиво ищет, работает в лесу. Недавно, например, ему пришлось около недели поорудовать лопатой, что­бы завладеть старым корневищем. Но прикоснутся к этому кор­невищу руки мастера, и оно оживает. Вся квартира И. Татаева заставлена поделками, изготовленными руками ее хозяина. Их так много, и они, без преувеличения, так интересны, что музей изобразительных искусств имени П. Захарова некоторое время назад предложил ему организовать выставку. Вообще следует заметить особо: Татаев умеет делиться с окружающими, чем он рас­полагает, что знает. Помню, с какой горой книг, журналов, бро­шюр, фотографий пришел он на встречу с журналистами республики после туристической поездки в Индию. Смотрите, запоми­найте, говорило все его существо тогда. Или такой любопытный факт. Долгие годы И. Татаев собирал рецептуру приготовления чечено-ингушских блюд (кстати, сам он готовит отменно). Около 150 рецептов хранит его память сегодня. Глубокое убеждение Иле­са: их должны знать как можно больше людей.

А теперь о выставке. Вернее двух композициях, представлен­ных на ней, потому что к разговору о режиссере И. Татаеве они имеют отношение непосредственное. Герой первой работы — тан­цор. Национальный костюм, облегающий молодое тело, папаха на высоком, упрямом лбу. Охваченный пламенем быстрого танца, юноша широко расставил руки. Он готов обнять весь мир — так звонко поет его сердце, такая неистовая страсть переполняет ду­шу. И вот уже слышишь быструю дробь барабана. Все ускоряется темп танца. Вихрь подхватывает юношу, и он сам под стать вих­рю — темпераментный, радостный.

По соседству с этой композицией расположилась другая, на­званная, на первый взгляд, необычно — «Олимпиец». Впрочем, повнимательнее рассмотрим умное, испещренное морщинами лицо героя. Да, это, пожалуй, уже старец. За плечами десятки прожи­тых лет. Прожитых как? Счастливо! Об этом говорит вдохновен­ное выражение его лица. Кое-кто, а он никогда не будет преда­ваться унынию. Знаменателен момент, запечатлевший старца, — он бежит. Напряжены мускулы. Лицо устремлено вперед. В каж­дой клеточке упругого тела бьется жизнь...

Два героя. В каждом автор оставил частичку себя. Да, Илес — человек жизнерадостный, импульсивный, любящий веселую шутку и добрую песню, он обаятелен, общителен... Это, можно сказать, внешние проявления его натуры. А суть — железная воля, настой­чивость, целеустремленность, требовательность к себе. Кто-кто, а если он поставил перед собой цель — достигнет ее обязательно, чего бы это ему не стоило...

...Во всю ширь экранного полотна высятся горы, окутанные тонкой сеткой предрассветного тумана. Камера пристально всмат­ривается в «лица» окаменелых великанов и, удивленная, замира­ет... Вместе с ней замираем и мы, глядя на умытые утренней ро­сой вершины, разбросанные на склонах перелески, чистые как первый снег, родники. На такой поэтической ноте начинается один из последних по времени фильм Илеса Татаева «Даймохк» («Зем­ля отцов»).

Разумеется, все это мы видели не однажды воочию. Но в том, наверное, и заключается сила искусства — в давно знакомом оно открывает неожиданное для нас. И вот мы, уже безоглядно повинуясь воле художника, смотрим на мир и видим его словно бы оче­ловеченным: как дороги сердцу эти горы, перелески, родники! Как дорога нам Родина!

Не знаю, вспоминал ли И. Татаев, работая над сценарием, а затем снимая эту ленту, вещие слова Николая Васильевича Гого­ля: «Песни, радость моя, жизнь моя! Что по сравнению с вами все пыльные страницы истории. Вы, песни, — звонкая летопись. Без вас — жить не могу». Думаю, что вспоминал и не один раз, пото­му что они дают ключ к разгадке художественных особенностей ленты, помогают понять, почему Татаев снял такой фильм.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru