Восхождение к творчеству

Горнов А.

— Что помогает преодолевать трудности профессии, — Вла­димир Семенович на какое-то мгновение замолчал, задумался, — так это терпеливость. Театр — ремесло в высоком значении этого слова. А каким, скажите, ремеслом человек может овладеть без старания и усидчивости. Но что порой случается? Иной молодой «талант» не успевая поработать и один сезон, начинает всех и вся атаковать. Подавайте, мол, главные роли. Конечно, плох тот сол­дат, кто не желает стать генералом. Но почему генералом непре­менно хотят стать сегодня, не имея для этого достаточных навы­ков, опыта...

Это признание — не просто художественное кредо артиста. Оно — принцип всей жизни Владимира Белоглазова, следуя ко­торому он вырос граждански и человечески, заключил отпущен­ные природой способности в оправу высокого профессионализма, стал мастером... Вспоминая целую галерею образов, созданных В. Белоглазовым, нельзя не заметить выработанный с годами по­черк художника, стиль, объединяющий его героев, разных со­циальных положений и характеров. Искусство актера всегда от­личает сосредоточенность мысли, глубокое проникновение в об­раз, темперамент, прорывающийся сквозь внешнюю сдержанность, внутреннее обаяние исполнителя.

Невозможно рассказать обо всех сыгранных им ролях. Искус­ство театра — сиюминутное, живое искусство. Актерская роль, даже выдающаяся, живет ровно столько, сколько живет спек­такль. А век спектакля в театре, как известно, недолог. Поэтому сегодня мы будем говорить о тех работах, впечатления от кото­рых сохранили с течением времени свою свежесть и яркость.

...Спектакль «Обыкновенная история» в отличие от других со­братьев имел более завидную судьбу. Чем объяснить ту тщатель­ность, с которой труппа сохраняла в своем репертуаре историю, происшедшую с романтиком Александром Адуевым в середине XIX века? Инсценировка, сделанная Виктором Розовым по одно­именному роману И. А. Гончарова, привлекла внимание коллек­тива современностью разговора о гражданском становлении мо­лодого человека, его ответственности за свое настоящее и будущее, реальности мечтаний. В перерождении благородного, но инфальтильного, не способного противостоять жизненным испыта­ниям, Сашеньки Адуева в изворотливого приспособленца, пресы­щенного мещанина, театр извлекал серьезный идейно-нравствен­ный урок, который предупреждал современников о возможности такой деформации в наши дни.

В этом спектакле Владимир Белоглазов сыграл Адуева - млад­шего. Отказываясь от нарочитого подчеркивания отрицательных черт персонажа, В. Белоглазов художественно убедительно про­следил духовную деградацию Адуева, суть мелких, казалось бы, уступок своей совести, которые и привели его к полному нравст­венному краху. И не только проследил, но и, выразив личное не­приятие жизненного пути героя, заставил зрителей как бы по­смотреть на себя со стороны, вновь задуматься над истинными и ложными ценностями жизни.

Пожалуй, роль Адуева была первой, после которой всерьез за­говорили о даровании актера. То, что подспудно накапливалось в нем годами, сполна проявилось в этом спектакле — чувство парт­нера, умение творчески работать в рамках режиссерской концеп­ции, лепить образ, сообразуясь с общей идеей постановки. И еще об одном немаловажном обстоятельстве хочется вспомнить в этой связи. Именно эта роль впервые позволила актеру неравнодушно поговорить со зрителями о том, что его как художника и человека особенно волновало и волнует сегодня — о нравственных устоях личности, ее гражданской позиции, ответственности человека за свои поступки и, в конечном счете, за свою судьбу...

— Вот иные сетуют, — говорит Владимир Семенович, — жизнь не получилась. Судьба, видно, такая. А кто виноват в том, что судьба такая? Спросить об этом надо прежде всего себя.

Так и поступают герои Владимира Белоглазова. Если они, утверждает актер своим искусством, чувствуют личную причаст­ность к тому, что происходит вокруг, граждански смелы, не идут на компромиссы с совестью, какие бы выгоды это ни сулило, — значит, их жизнь складывается счастливо, в человеке родился Че­ловек, личность. И, напротив, если герои лишены нравственной основы, они, как бы благополучно и респектабельно ни выгляде­ли внешне, в конце концов, понимают всю печальную суетность прожитого. Примерно так можно сформулировать главную тему творчества актера на сцене театра имени М. Ю. Лермонтова.

Счастлив его Алексей Чешков (спектакль «Человек со сторо­ны» И. Дворецкого), исповедующий прекрасную мысль: нет та­кой силы, которая могла бы остановить вдохновенный порыв ис­тинного творца. Пусть Чешкову подчас приходится трудно. Лег­кого счастья ему и не надо. В самых критических ситуациях он остается самим собой — строгим и честным, справедливым и ис­кренним.   Обеспокоенный  судьбой  вверенного   ему  цеха,  Чешков требует от своих подчиненных не только максимума слаженности, столь необходимой в новых условиях работы, но и внутренней пе­рестройки, отказа от консерватизма мышления, оборачивающего­ся крупными потерями для завода. Дело прежде всего — вот чем руководствуется инженер в своих действиях.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru