...В тот день она жила своими заботами. Жила дружно, темпераментно, может быть где-то даже эксцентрично. Поэтому, на первый взгляд, могло показаться — на ней царит полнейший хаос. Но только на первый! Все здесь подчинялось воле и желанию режиссера. Увлеченный и увлекающий других, Илес Вахидович Татаев успевал заниматься многим — что-то объяснял оператору, репетировал с актерами, организовал массовку.
Уже в сумерках, быстро окутавших горы, Илес, еще не остывший от работы, рассказывал о замысле будущего фильма:
— Эта лента — мой дебют в художественном кино. Волнуюсь, как, впрочем, и мой коллега из Северной Осетии Владимир Бурнацев (он также выступает постановщиком картины). Кстати, о съемочном коллективе. Знаменательно: фильм, поднимающий актуальную для Северного Кавказа тему дружбы людей различных национальностей, снимает содружество художников Чечено-Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии...
Говорил Илес увлеченно, с таким внутренним азартом, словно перед ним сидел оппонент, которого непременно нужно было заставить зажить теми же мыслями и чувствами, что волновали его, режиссера. Человек от природы импульсивный, он часто прибегал к помощи карандаша и бумаги, и тогда на листах ватмана возникали образы героев ленты. А иногда, желая быть лучше понятым, Илес начинал читать на память отрывки из сценария, разыгрывать их в лицах... В те минуты творческого озарения художника подумалось: фильм о современниках должен получиться. И фильм на самом деле получился. Свидетельство тому — успех, с которым прошла в Грозном, селах республики премьера «Горской новеллы», показ ленты по Центральному телевидению, добрые слова критики, единодушная оценка зрителей, нашедших в картине — произведение, призывающее решительно распрощаться с теми обычаями прошлого, что мешают нам жить красиво и достойно.
...Основная сюжетная линия в ленте «Горская новелла» связана с русской учительницей Светланой. В далеком горном ауле Чечено-Ингушетии, куда приезжает эта девушка, ее поначалу встречают настороженно. Кто такая? Что она может дать детям? Проходят дни, недели. Взаимоотношения, в которые Светлана постепенно вступает с окружающими, обнаруживают ее лучшие человеческие качества: открытость сердца, высокую нравственную культуру, теплоту и искренность души. Все понимают: в аул приехал не временный гость, а человек, глубоко осознающий свой долг перед собой, своими учениками, обществом. И когда кое-кто пытается обидеть Светлану, опорочить ее доброе имя, весь аул встает на защиту девушки.
— Однажды у Сергея Федоровича Бондарчука спросили, — вспоминал И. В. Татаев в одной из наших бесед, — какое качество необходимо современному режиссеру более всего? (Талант подразумевался). Он ответил: определенность мировоззрения. Ясность творческих замыслов. Любовь к правде. Разумеется, степень одаренности каждого художника различна. Но как бы не был одарен художник, без этих качеств его талант — ничто.
Именно любовь к правде, подчас суровой и горькой, нравственная позиция коммуниста, твердая уверенность в актуальности избранной темы заставили И. Татаева обратиться несколько лет назад к острой публицистике на экране. «Тени на светлой дороге» развенчивали доходящий до тупости религиозный фанатизм людей, слабых духом, безвольных. Помню, какое огромное впечатление произвел первый показ фильма по местному телевидению. Пожалуй, никогда киноискусство республики — в данном случае документальная публицистика — не выступало с таким открытым забралом против религии. Религиозные путы мешают движению людей вперед, к новой жизни — об этом фильм говорил страстно, убежденно, привлекая в доказательства богатый исторический материал. Но все же самые сильные эпизоды, заставлявшие иной раз внутренне содрогнуться, были сняты скрытой камерой оператором Н. Куаном и режиссером в наши дни. Показывая разъяренные лица, охваченные религиозным экстазом, фильм как бы говорил: люди, посмотрите на себя, люди, будьте людьми!
А потом на Грозненскую студию телевидения стали приходить сердитые письма с просьбами публично отказаться от своего произведения, посыпались угрозы расправиться над художником, осмелившимся «осквернить» святые чувства религиозников... Каким гражданским мужеством надо было обладать, чтобы выдержать этот натиск...
Жить достойно и красиво — к этому по существу призывает каждый фильм И. Татаева (а их за двадцать лет работы на телевидении он снял более тридцати). Все они — ступеньки к высотам творческой зрелости. Ступеньки крутые. Как важно, оказавшись на такой ступеньке, забыть о прошлых успехах, стряхнуть пыль с наград, осмыслить причину постигшей неудачи и вновь окунуться в работу. И. Татаев умеет это делать. Когда вспоминаешь все созданное им, убеждаешься: какая бы тема не занимала в данный момент режиссера, какой бы временной пласт не поднимали его работы — все они воспевают человека, призывают людей достойно жить на земле.