— Заглядывая в прошлое, — говорил во время съемок И. Татаев, — мы не собираемся воскрешать его. Фильм напоминает зрителям: общение с историей (в данном случае с песенно-танцевальным фольклором чеченцев и ингушей) не проходит бесследно для человека. Оно обогащает его, заставляет лучше понять живущие в нашем народе обычаи и традиции, по достоинству оценить их непреходящую эстетическую ценность.
Чрезвычайно трудную цель поставил перед собой режиссер. Достичь ее — значит решить, помимо чисто художественных задач, задачи технические, организационные. А с ними пришлось столкнуться во время работы над лентой сразу же. В республике, например, пока нет профессионального фольклорного хора. В фильме же хоровое пение — важный компонент его идейного содержания. Как быть? Татаев ездит по селам, горным аулам, прослушивает сотни энтузиастов, отбирает лучших. То же самое — с танцорами. Почти для всех главных персонажей картины режиссер собственноручно сшил костюмы. Утварь, которой пользуются герои — тоже дело рук Татаева. А вопросы, связанные с организацией быта участников съемки? Их нужно было решать оперативно, качественно. Впрочем, сейчас, когда фильм уже вышел на экраны, говорить о трудностях, с которыми пришлось столкнуться его создателям, не очень уместно. Зрителей, в конечном счете, мало интересует кинематографическая «кухня». И все-таки, думается, стоит сказать: та колоссальная работа, что провел И. Татаев в процессе подготовки к съемкам ленты, помогла ему создать произведение, оригинальное по форме, емкое по мысли.
Напоенное музыкой (композитор 3. Чергизбиев), пением, танцами, оно напоминает лирический этюд, в котором свежесть видения мира сочетается с зоркостью художнического взгляда, зрелостью мысли. Любовь к родному краю не кричала у людей, живущих в этих местах. Она спрятана внутри человеческих душ. Но в том, что это чувство истинно, сомневаться не приходится. На этой земле жили отцы героев. Здесь сейчас живут они. Под этим небом будут жить их дети, для которых также будет счастьем — припадать к бьющему веками роднику народного фольклора, черпать из него силы для жизни честной, благородной...
К удачам художника можно причислить и следующий по времени фильм «Чечено-Ингушетия: летопись подвига». Тема прошлого и настоящего нашего горного края волновала И. Татаева и раньше. Но те прежние работы были, надо признать, лишь попыткой глубоко и серьезно осмыслить важную проблему, эскизом к большому исследованию, где на основе накопленного опыта партийная страстность, эмоциональная приподнятость повествования соединится с подлинно классовым подходом в оценке фактов истории.
— Идея создать этот фильм, — рассказывает Илес Вахидович, — возникла неожиданно. Работая в республиканском архиве, я обнаружил целый ворох пожелтевших фотографий. Поинтересовался, кто их авторы? Ими оказались иностранные владельцы грозненских нефтепромыслов. Как разительно отличались они — эти вдруг заговорившие свидетельства прошлого — от сегодняшнего дня республики. С какой отчетливой ясностью предстали тогда все изменения, происшедшие в жизни моего народа за несколько десятков лет.
Приуроченная к знаменательным датам в жизни республики — 60-летию автономии Чечено-Ингушетии и 200-летию добровольного вхождения чеченцев и ингушей в состав России, лента стала достойным украшением праздника. Гражданский пафос картины емко и точно передавал ее название — «Чечено-Ингушетия: летопись подвига». Прослеживая путь чеченцев и ингушей от вековой отсталости к высотам экономического и социального прогресса, автор говорил об истоках духовной близости русского народа и народов Северного Кавказа, с убедительной силой раскрывал значение революции, великого Октября для бывших национальных окраин, показывал созидательную силу дружбы всех наций и народностей страны.
В картине много впечатляющих кадров, интересных находок, но, пожалуй, самой главной из них стала «перекидка времени», мостики, связывающие прошлое и настоящее. Сопоставляя документы истории и новь сегодняшнего дня, режиссер доказывал, сколь многогранна, многокрасочна образная выразительность публицистики, какими возможностями обладает она для формирования правильной мировоззренческой позиции человека.
...Что заставляет И. Татаева прибегать в своем творчестве к жанрам, столь отличным друг от друга: и лирической драме, и к страстной публицистике, философской притче и жанру музыкальному. Всеядность?
Родился Илес в крестьянской семье. Его отец кузнец по специальности, воспитывал в детях чувство любви к крестьянскому труду. Поэтому никто из близких не удивился бы, выбери Илес дорогу, по которой шагал его родитель. Но... однажды отец сурово наказал Илеса за то, что тот без ведома старших выменял у приезжего солдата новый велосипед на гармошку. И в последующие годы он никак не мог понять сына. Удел мужчины — мужское дело, поучал отец Илеса. Тот же, теряя благосклонность родителей, мучительно искал призвание, свое место в жизни. Работал литсотрудником в газете, заочно закончил педагогический институт, был помощником режиссера на телестудии, затем стал его ассистентом. И только пройдя этот путь, уехал в Москву на Высшие режиссерские курсы.