Восхождение к творчеству

Горнов А.

Деловой человек! И только ли? Нет, утверждала актриса. Еще и женщина, обаятельная, тонко чувствующая, нежная, чье отзыв­чивое, доброе сердце, стосковавшись по человеческому теплу, участию, страдает от одиночества...

— Вспоминается такой случай, — говорит Майя Аркадьев­на. — Спектакль был выпущен, хорошо принят зрителями. Я же понимала: в кульминационной сцене, где Мария доказывает инже­неру Добротину всю неразумность строительства дороги вблизи: гранитных гор — главного богатства родного города, моей герои­не не хватало гражданской страстности, особого душевного на­строя при отстаивании своей точки зрения. И вот во время гастро­лей нашего театра в Калуге я пришла с сыном Пашкой (ему тог­да было неполных шесть лет) к своим знакомым. Угощали нас хозяева чаем в саду. Сын разбаловался и неожиданно сломал ветку дерева. «Что ты делаешь, — вскрикнул хозяин, а затем: безнадежно махнул рукой. — Ломай, все равно завтра бульдозер истопчет все».  (Как потом мне стало известно, по их саду должна была пройти дорога к строящемуся неподалеку крупному за­воду). Я посмотрела в его глаза. В них клокотала боль за кусок земли, возделанной собственными руками. Впоследствии это чув­ство окрасило спектакль, один из мотивов которого — страстный призыв к человеку жить в гармонии с природой, разумно ее ис­пользовать...

—  Исполняя роль Марии, чувствовали ли Вы духовное родст­во с ней?

—  Если бы во мне не были заложены свойства, присущие ха­рактеру Марии, я бы не смогла ее понять.    Но одновременно ак­тивность жизненной позиции героини заставила меня иначе взгля­нуть на многое вокруг. До конца ли я честна по отношению к себе, к коллегам, театру? Все ли делаю для того, чтобы в коллективе дарила подлинно творческая атмосфера? После встречи с Мари­ей эти вопросы меня одолевают постоянно.

Однажды рано утром я встретил Майю Аркадьевну у подъез­да театра. «Спешу на заседание местного комитета, — объяснила она. — Одна начинающая актриса настаивает на выделении квар­тиры. Безусловно, помочь ей надо. Но существует же очередь. А она не понимает». Произнеся последнюю фразу, Майя Аркадьев­на смутилась, чувствуя неловкость за молодую коллегу.

К мнению М. А. Слуцкой в театре прислушиваются. Прорабо­тав в нем около двадцати лет, она по праву считается одной из хранительниц его добрых традиций. Чувствуя ответственность за будущее коллектива, Майя Аркадьевна не устает беспокоится об его репертуаре, художественном уровне отдельных постановок, профессиональной учебе актеров, проблеме их занятости.

—  Знаете,  — как-то  призналась Майя  Аркадьевна,  —  когда каждый вечер играешь в спектаклях, страшно устаешь.  Как хо­чется тогда отдохнуть. И вот приходит свободное время. Один ве­чер проведешь дома, другой. И сразу становится не по себе. Пом­ню, как мы с Григорием Ефимовичем Табачниковым, режиссером из Москвы, работали над спектаклем «Орфей спускается в ад». До премьеры оставалось несколько недель. Репетировали до полуно­чи. Но были счастливы.

Именно жажда деятельности, неутоленная в театре, заставля­ет Майю Аркадьевну искать себе новые дела, заботы. Вот уже не­сколько лет руководит она кружком художественного чтения в одной из грозненских школ, стремясь воспитать в своих учениках чувство прекрасного, приобщить их к художественному творчест­ву... В кружке ребята разных возрастов (от первоклашек до деся­тиклассников), разной одаренности.

—  Но все они, — считает актриса. — необыкновенно прилеж­ны. А одна девочка просто уникальна. Всерьез увлечена литера­турой. Заставила меня заново прикоснуться    к творчеству Александра Блока, открыла интересную   японскую    поэтессу    Сумако Фукао.

Часто воспитанники актрисы выступают на городских и рес­публиканских смотрах. Волнуясь за мальчишек и девчонок, гото­вящихся выйти на сцену, Майя Аркадьевна вспоминает другие концерты, других зрителей, и себя школьницей. Шла война. Груп­па школьников большого сибирского города решила тоже помо­гать фронту. Организовали агитбригаду. Начали выступать в гос­питалях. Номер Майи пользовался неизменным успехом. После концертов звенели аплодисменты. А потом в руках маленьких артистов оказывались кусочки сахара — так раненые солдаты благодарили детей за подаренные мгновения радости.

Те выступления, встречи с актерами, что оказались волею су­деб в ее родном городе, посеяли в душе подростка первые зерна любви и преданности театру. Тогда она не представляла, что в бу­дущем эти зерна дадут такие всходы. А они дали — некогда ти­хое чувство окрепло, выросло, стало неотъемлемым спутником жизни, способным приносить радость, ощущение полнокровности бытия.

...Учителями Слуцкой в Щепкинском училище были профессор Лев Александрович Волков и народная артистка РСФСР Мария Иосифовна Кнебель. Учеба в одном из лучших художественных заведений страны дала актрисе много. Здесь ее научили любить и понимать русское слово, идти к постижению создаваемого ха­рактера не путем поисков внешней выразительности, а более труд­ным и ответственным — путем постижения психологической сущ­ности образа, его социальной значимости. Этому принципу М. А. Слуцкая неустанно следует в своем творчестве.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru