Именно труппа, профессионально крепкая, богатая разнообразием актерских имен — вот то главное, к чему настойчиво стремился М. Цицкиев, идя от спектакля к спектаклю, и именно она стала бесспорным завоеванием, оперевшись на которое, новое руководство труппой может сейчас решать самые сложные художественные задачи. И на самом деле, здесь рядом с ярко выраженным лирическим дарованием Т. Яндиевой образцы перевоплощения демонстрирует А. Кодзоева. Подчеркнуто интеллигентный И. Беков, Е. Экажева, идущая к постижению своих героинь от внешнего рисунка роли, щедрый на выдумку Р. Наурбиев, считающий театр непреходящим праздником... И те, кто пришел в театр чуть позже. По-хорошему завидуя «ветеранам», они набирают сил для художественных откровений в будущем. Вот и в недавнем спектакле «Коварство и любовь» Ф. Шиллера Т. Яндиева, Р. Наурбиев, И. Беков играют главные роли, другие пока что заняты в массовках. Обращение труппы к этому классическому произведению стало заметным событием в культурной жизни республики. В пьесу, написанную почти двести лет назад, режиссер и молодые актеры принесли горячее дыхание юности, прочли ее неравнодушным сердцем — оттого мысль о праве молодого человека на самостоятельное чувство, о готовности защищать это чувство, бросая вызов предрассудкам, в какие бы интеллигентски - благопристойные одежды они не рядились, звучит так современно и актуально.
Было бы неверно думать, что становление ингушской группы в театре проходит гладко. Новое дело всегда сопряжено с трудностями, тем более такое тонкое, как театр. Но опыт прожитых лет не позволяет Цицкиеву расслабляться. Мнение на этот счет у Магомета определенное. Человек слабый, безвольный, не умеющий сжиматься в кулак при неудачах, не может вызывать уважения окружающих. Но что не позволяет себе он, случается, позволяют начинающие актеры. Магомет их понимает. Молодые люди, в чем-то отчаянные максималисты, а в чем-то наивные мечтатели, подчас не выдерживают серьезных художнических и жизненных испытаний. В таких ситуациях Магомет всегда вместе с молодыми друзьями. Он знает: если любовь к театру постоянна, сомнения, неверие в собственные силы рассеются. Зато желание работать станет еще больше, а ведь именно это делает человека сильным. В этом он убедился на собственном опыте.
Было это давно, в пору творческой молодости. Предложение сниматься в кино, полученное от одной уважаемой киностудии, вскружило Магомету голову. Уверенный в том, что его радость должны разделить все, кто узнает об этом известии, направился он к руководству театра. Увы, его радость не разделили. И потому горечь обиды жгла нестерпимо больно. Магомет нужен в театре и о поездке на пробы не стоит и мечтать — эти слова прозвучали как приговор. Однако соблазн увидеть себя на экране был огромен. На свой страх и риск Магомет отправился на киностудию. Однако, прочтя сценарий, он не мог скрыть разочарования. Роль оказалась блеклой, невыразительной, хотя и достаточно большой в сюжете картины. Мужество не изменило в данной ситуации Магомету. Убеждение в том, что в искусстве нельзя растрачивать свои силы по пустякам, как бы заманчиво это ни было, оказалось сильнее желания увидеть себя на экране. И он уехал в Грозный. Здесь его ждал «сюрприз». Руководители театра, справедливо увидев в самовольном отъезде дерзкий вызов порядку, решили наказать Магомета. Вот тут-то и взыграло самолюбие. Теша собственное творческое «я», Цицкиев написал заявление об уходе. Только оказавшись вне театра, он понял, каким необдуманным был его поступок. Тоска по театру, охватившая все его существо, была такой нестерпимой, что все личные обиды отошли на второй план, казались пустячными и мелочными. И от этого становилось еще более стыдно. Оказывается, не театр, а он без него не может обойтись...
А потом были роли, много ролей. По-мальчишески порывистый крестьянский юноша Ламро из пьесы «Борьба» М. Гешаева и М. Солцаева, которому за короткие сценические мгновения выпало пройти нелегкий путь прозрения, от наивности, простодушия, непосредственности к осознанию классовой несправедливости, необходимости борьбы с ней. Мужественный, словно вылитый из единого куска стали, революционер Жухрай (спектакль «Драматическая песня»), скрывающий иод маской сурового аскетизма нежную любовь к людям. Негр Ной Галлен («Скованные одной цепью» Н. Дугласа и Г. Смита), пленяющий спокойным мужеством и нравственной чистотой. Чиновник Варравин из «Дела А. В. Сухово-Кобылина — живое олицетворение бездушия, волокиты и бюрократизма. Пламенный от страсти любви Бешто из одноименного спектакля М. Гешаева и М. Солцаева. И не знающий сомнений предводитель абреков Мусост («Петимат» С. Бадуева). Искусный и страшный любитель словесных пассажей Герострат, избравший демагогию орудием наживы политического капитала. И трагический Ричард III, чье коварство и жестокость вознесли его на пьедестал власти и одновременно лишили душевного равновесия, убили в нем все человеческое...