Восхождение к творчеству

Горнов А.

Первой исполнительницей произведения была народная ар­тистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки Н. С. Исакова. Вот что говорит Нина Сергеевна о совместной работе с Шахбулатовым:

— Рада, что встретилась на своем творческом пути с таким самобытным национальным композитором, как Аднан Маккаевич Шахбулатов. В полной мере его дарование проявилось в вокаль­но-симфоническом цикле «Из чечено-ингушской народной поэзии». С первых же страниц лирических миниатюр нас завораживает удивительно нежная, светлая музыка, которая сливается с народ­ной певучей поэзией. Композитором ярко и точно выписаны му­зыкальные образы — будь то трагедия, лирика или шутка. Мне как исполнительнице было приятно работать над этим произведе­нием. Весь цикл музыки слышится как одно целое, сверкающее яркими гранями музыкальных характеристик каждой миниатю­ры. Моим стремлением было не исказить задуманное автором, сохранить чистоту поэтической интонации цикла.

За это произведение, а также лирическую кантату на стихи венесуэльского поэта Магальянаса Аднан Шахбулатов был удо­стоен в 1983 году премии Союза композиторов РСФСР.

Круг творческих интересов Шахбулатова не ограничивается музыкой. Он живо увлекается всем, что соприкасается с главным делом его жизни. Любит театр, кино, живопись, литературу. О последней стоит сказать особо. Для него книга — не просто ис­точник знаний, она — средство общения с миром, его познания. Он внимательно следит за всеми книжными новинками, выпус­каемыми местным издательством, в его поле зрения события ли­тературной жизни нашей страны. Особую страсть Аднан Маккае­вич питает к поэзии. Знакомясь с множеством поэтических сбор­ников, он ищет стихи, отвечающие собственным представлениям о мире, тех проблемах, что волнуют его как художника и граж­данина. И непременно стихи с заложенной в них музыкальной ос­новой. Поиск этот сопряжен с трудностями, потому что не всякое даже самое талантливое произведение можно перевести на язык музыкальных образов. Тем радостнее на этом пути удачи, откры­тия.

—  Что главное в человеке? — спрашивает    себя Аднан Шахбулатов и отвечает, — душа. Так вот душой песни является ее ме­лодия, которая должна сливаться    в органическом    единстве со словом — идейной основой песенного сочинения. «Музыка — звук, с мыслью сопряженный», — говорил    А. Н. Радищев. И все-таки многолетняя   практика   подсказывает,   если   музыка   посредствен­на, песня никогда, как произведение    искусства, не состоится. И сколько угодно можно привести примеров, когда талантливая му­зыка как бы смягчала недостатки поэтического оригинала, отте­няла  его лучшие стороны,    приподнимала  заключенный в нем смысл.

Увлечение поэзией для Шахбулатова — естественное проявле­ние его внутреннего мира. Поэзия, серьезная, настоящая с ее при­стальным вниманием к половодью психологических и эмоциональ­ных состояний персонажей, самым сокровенным побуждениям их души научила Шахбулатова ценить в человеке прежде всего по­этическое, возвышенное начало, его нравственную чуткость, эмо­циональную развитость, отношение к делу... У него много, очень много друзей. И все они — неординарные, интересные люди, не способные сводить человеческие отношения к эгоистическому рас­чету, личной выгоде.

Одним из знакомств Аднан дорожит особенно. Конверт, при­шедший из Ленинграда на адрес филармонии, быстро оказался в доме Шахбулатовых. Письмо было большим, добрым, искренним. Анатолий Семенович Бадхен, главный дирижер и художественный руководитель Ленинградского концертного оркестра, рассказывал о коллективе, его составе, возможностях, деликатно расспрашивал, над чем работает композитор, настоятельно просил предоставить оркестру право исполнять его сочинения.

—  Читал я это письмо и не мог сдержать волнение. Незнако­мый человек без единого намека на случившуюся    со мной беду предлагает творческую дружбу. Бадхен возвратил меня к себе и к людям, заставил поверить в возможность работать, жить с ощу­щением полнокровности бытия.

Так завязалась переписка. Затем состоялись встречи — снача­ла в Грозном, потом в Ленинграде. Это еще больше укрепило их взаимоотношения и, что немаловажно, заставило проникнуться друг к другу самыми искренними симпатиями. Сейчас друзья на­зывают себя братьями — не иначе. Бадхен в курсе творческих начинаний композитора, произведения Шахбулатова прочно вхо­дят в концертные программы оркестра. Их исполняют также Люд­мила Сенчина и Иосиф Кобзон. К сочинениям нашего земляка охотно обращаются московские певицы Нина Исакова и Людмила Симонова. Они входят в репертуар симфонического оркестра; Чечено-Ингушской филармонии, главный дирижер которого Вале­рий Раевский не только друг композитора, интересный интерпре­татор его произведений, но и непосредственный свидетель и участ­ник рождения каждого нового произведения Шахбулатова. Узнав, что несколько лет назад Аднан окончательно потерял способность самостоятельно записывать музыку, В. Раевский предложил композитору свою помощь. И теперь он не просто гость этого до­ма. Здесь Раевский работает — под диктовку композитора запи­сывает на нотные листы его музыку. Разумеется, это не все люди, воспринявшие беду Аднана Маккаевича как свою собственную. Но разве дело в перечислениях. Главное в другом. В том, что лю­ди, разные по национальностям, профессиям, возрастам, живу­щие в Грозном и далеко от него, посчитали своим нравственным долгом сделать все, чтобы хоть в какой-то мере смягчить мерт­вую хватку недуга, не дать Шахбулатову вкусить горечь одино­чества, почувствовать оторванность от мира людей.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru