Восхождение к творчеству

Горнов А.

Когда через некоторое время Аднан впервые услышит звуча­ние симфонического оркестра, он мгновенно почувствует, что все услышанное в детстве пробуждается в нем гармонией звуков, вы­растает в зримые, дорогие, милые сердцу образы. Вот зажурчала речка. Запели птицы. Загудело от прикосновения ветра пшенич­ное поле. Промелькнула мелодия песни. Нет, не той старинной че­ченской, которую напевала бабушка, склонившись над его изго­ловьем, а песни русской — величавой, протяжной, широкой, как сами необъятные просторы России. Но смысл ее был близок и по­нятен подростку. Многоцветьем своих красок она наполняли жи­вительными соками ткань сложного музыкального произведения, повествующего, как казалось Аднану, о величии русского харак­тера, открытого, широкого, доброго, его стремлении познать себя, определить свое место в жизни.

После того, как оркестр умолк, он еще долго стоял возле стол­ба, на котором был подвешен репродуктор, смотрел на мартов­ский снег, испещренный синими прожилками, и никак не мог спра­виться с охватившим вдруг волнением, которое растекалось по каж­дой клеточке тела от неожиданного открытия: не только словом, но и звуком можно поведать о человеке, его мыслях и чувствах.

С тех пор мысль, будоражившая его сознание, приобрела за­конченность формы, он понял: без музыки его жизнь не будет та­кой интересной и содержательной. В клубе, куда он зачастил, слух Аднана привлекал звонкий, призывный клич духового ор­кестра. Но Николай Иванович Левцов, руководитель кружка, был неумолим. Не дорос еще! Каждую репетицию Аднан стоял перед дверью комнаты, где проходили занятия, и слушал, что говорил  Николай Иванович, запоминал. А однажды, когда никто из ребят не мог ответить на поставленный им вопрос, Аднан широко рас­пахнул дверь и выпалил срывающимся от волнения голосом:

—  Можно я скажу?

—  Ну, что ж, скажи, — Николай Иванович улыбнулся, глядя, как все существо новичка кипит от потребности высказаться.

После этого столь бурного вторжения Аднан занял свое закон­ное место в оркестре: стал одним из способных учеников. Разга­дав внутреннюю страсть чеченского подростка, Николай Ивано­вич начал уделять ему больше внимания, терпеливо, с чувством огромного такта учить тому, что сам любил, чему преклонялся всю жизнь. Аднан Маккаевич понимает: трудно предположить, как сложилась бы его судьба, не встреть он тогда Николая Ива­новича, человека талантливого, щедрого, требовательного, взыс­кательного. Но он встретил. И потому его образ даже через столь­ко лет остается для него живым, а чувство благодарности учите­лю, распахнувшему дверь в мир прекрасного, непреходящим.

Впервые за пианино он сел в девятнадцать лет. Подобрать мело­дию одним пальцем, назойливо витающую в голове, не представ­ляло трудностей — сказывалась основательность школы Левцова. А вскоре родилась идея, поистине наполеоновская. Чего проще отыскать стихи, положить их на музыку, и песня готова. Задума­но — сделано. Но кому показать сочинение? Может быть членам жюри республиканского конкурса молодежной песни? Недолго думая, Аднан, подталкиваемый молодостью и смелостью дилентантизма, отправился в оргкомитет.

—  Вам надо серьезно учиться, - посоветовали ему.

В училище, где вскоре появился Аднан, весьма удивились просьбе, высказанной, это отметили все, с изрядной долей катего­ричности и даже самонадеянности: — «Хочу быть  композитором!»

—  Помилуйте, молодой человек. Как можно мечтать об этом, если вы  не   обучены   музыкальной   грамоте, — пытались   урезо­нить строптивого юношу. Но не тут-то было. Аднан упорствовал.

—  Да, поймите же! Я написал песню, — как последний шанс бросил он в лицо строгой комиссии.

—  Ну коли так, — с едва скрываемой усмешкой сказали тог­да, — отправляйтесь в музыкальную школу. Пусть проверят ваш слух.

—  Но ведь это можно сделать и здесь, — уже робко возразил Аднан.

—  Нельзя ли обойтись    без    советов, — последовал    строгий ответ.

Хотят избавиться, без труда определил Аднан настрой членов приемной комиссии. Но ничего у вас не выйдет. Через несколько часов он пришел в училище. Обладает абсолютным слухом, ярко выраженными музыкальными способностями — было написано в справке, бережно положенной на краешек стола перед приемной комиссией. Но и это не расположило ее — в своем намерении она была непреклонна.

—  Уважаемые коллеги! — предложил тогда один из дально­видных педагогов — давайте не будем    разрушать мечту, пони­маю, это безрассудно, но я за то, чтобы принять. Не справится с программой — отчислим после первого семестра. Сейчас же отка­зать — не имеем морального права.

Его не отчислили. Он трудился много, неистово. Спал три ча­са в сутки. Остальное время проводил в училище. Сначала заня­тия с педагогами, потом — самостоятельная работа. Шестимесяч­ное истязание молодой организм выдержал — все экзамены были сданы на отлично. На одном из них Анатолий Владимирович Быч­ков, педагог по теории музыки, спросил Аднана:

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru