Восхождение к творчеству

Горнов А.

Есть еще одна причина, объясняющая широкую известность музыки А. Шахбулатова в самых различных слушательских кру­гах. Впитывая в себя достижения русской и всей советской мно­гонациональной культуры, постоянно обогащая палитру музы­кальных образов, творчество композитора не утрачивает своей на­циональной принадлежности, тесно связано с богатейшими тра­дициями чечено-ингушской народной музыки.

— Музыкальное произведение, — считает Аднан Маккаевич, — дерево, его корни спрятаны глубоко в земле, они питают ствол живительными соками, наливают силой почки, которые за­тем превращаются в прекрасные цветы. Без крепкого корневища, настоящей основы дерево чахнет. Но и тогда, когда корни торчат из-под земли, оно выглядит далеким от совершенства.

Так вот, музыкальный фольклор горских народов (те самые корни) никогда не довлеет над творческим мышлением компози­тора. Образы, почерпнутые из родника народной поэзии, Шахбулатов всегда рассматривает с позиций сегодняшнего дня, привносит в них мысли и чувства человека, живущего на пороге XXI века. И в то же время яркие и сочные по своей неповторимости и своеобра­зию фольклорные краски позволяют ему сохранять индивидуаль­ность художественного письма, сообщать музыкальному произве­дению самобытность, национальный колорит, тот аромат, кото­рый невозможно не почувствовать. В песне «Осень» (стихи С. Айсханова) — это органично вплетенные в ткань музыки образы род­ной природы, приобретшие изобразительную рельефность, кон­кретность. В песне «Так бывает» (стихи С. Чахкиева) — интона­ционная упругость мелодии, напоминающая характер горской лезгинки. В песне «Мой город» (стихи А. Кусаева) — напротив, мягкая тональность музыкального высказывания, выдержанная в традициях протяжных сказаний народных певцов.

Песня — главная страсть Аднана Шахбулатова, его непрехо­дящая любовь. О ней он может говорить часами, как о самом до­рогом и близком на свете. Его суждения интересно слушать, они— глубоки, значительны, полны внутреннего огня и страсти.

— Советская песня, — размышляет Аднан Маккаевич, — как явление музыкальной культуры — родилась не на пустом месте. Своими традициями она восходит к крестьянской песне, городско­му романсу и революционной песне начала XX века с ее ярко вы­раженной социальной направленностью. Эта триада — основа со­ветского песенного жанра, колыбель таких ее отличительных свойств, как глубина содержания, мелодическая выразительность, гражданственность пафоса, целомудрие, доброта.    Именно эти ка­чества отличают лучшие произведения советских авторов, позво­ляют говорить о песне как об эмоциональном отзвуке нашего времени...

Для Шахбулатова — это не просто слова, а внутренняя страсть, взлелеянное в душе после многих лет работы убеждение: песня как один из самых массовых жанров музыкального творче­ства должна воспитывать современников на лучших образцах и примерах советской действительности, нести в себе духовное нача­ло, нравственно-идеологическую ценность, выступать четким клас­совым   ориентиром,   формирующим правильный взгляд на жизнь.

Мне помнится, с каким благоговейным вниманием принимал заполненный до отказа огромный концертный зал песню «Россия» (стихи В. Мехтиева) в исполнении Мовсара Минцаева на откры­тии Дней литературы и искусства республики в Москве. Величест­венная, торжественная, она как нельзя лучше соответствовала ха­рактеру праздника, посвященного 200-летию добровольного вхож­дения Чечено-Ингушетии в состав России и 60-летию ее советской автономии. Со сцены звучало проникновенное слово любви к бес­крайним российским просторам, белому кружеву ее берез, бездонному синему небу и к людям, обладающим удивительной способ­ностью принимать заботы других народов как свои собственные, жить их радостями и стремлениями. Широкое раздолье песни за­полнило весь зал. Ее высокий гражданский пафос, пронизанный светлым лиризмом, трогал сердца слушателей. Выражая настрое­ние всех участников концерта, песня емко и глубоко передавала думы и чаяния чеченцев и ингушей, представителей других наций и народностей Советской России, нашедших свое счастье под яркой звездой Октября, воспринималась как гимн дружбе советских народов.

Ратуя за преемственность в развитии песенного жанра, Аднан меньше всего походит на человека, который противится поиску но­вых форм, средств художественной выразительности, отвергает многожанровость современной эстрадной песни. Песня, в том чис­ле и национальная, должна удовлетворять различные вкусы. Бес­спорно, нужны сочинения различной стилевой окраски, ритма, ин­тонационного строя. У А. Шахбулатова, наряду с произведения­ми высокого гражданского звучания, есть немало искрящихся озорством и весельем мелодий, предназначенных для танца, раз­влечения. Однако легкость формы не означает легкость мысли. Это явственно понимаешь, когда знакомишься с сочинениями А. Шахбулатова последних лет. Их лучшие образцы противостоят сентиментальной лирике иных произведений этого жанра, разви­вают высокое нравственное начало в человеке, утверждают под­линность чувств в противовес крикливому надрыву.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru