Восхождение к творчеству

Горнов А.

Благодарный людям за участие в его судьбе, Шахбулатов пла­тит им взаимностью. Каждый, кто входит в дом к композитору, не может не поразиться внутренней бодрости этого человека, его жизнелюбию. Оптимизм Шахбулатова не напускной. Он подлин­ный, идущий от понимания обязанностей человека, чувства собст­венного достоинства, умения всегда оставаться самим собой. Оп­тимизм — не бодрячество, пустое, рассчитанное на внешний эф­фект. Это норма поведения сильного, мужественного характера, не дающего ни в чем себе послаблений. И все-таки мне не хоте­лось бы, чтобы у кого-то создалось ложное представление о Шахбулатове как о человеке, для которого не ведомы сомнения, ду­шевные метания, всегда довольном собой. Со всей отчетливостью трезво мыслящей личности Аднан Маккаевич понимает весь тра­гизм своего положения. Бывает, когда от боли, пронизывающей все тело, хочется кричать. Когда крутыми волнами накатывается безверие в собственные творческие силы, когда вдруг ощущаешь, сколько энергии, мужества требует каждый наступающий день, каждая музыкальная фраза на нотном листе. В такие минуты особенно важно почувствовать заботу о себе, согреться чуткостью ближнего человека, услышать его ободряющее слово, увидеть пе­ред собой глаза, горящие желанием быть всегда рядом, помогать, поддерживать. У Аднана Маккаевича есть такой человек — его жена Зоя, друг, единомышленник, союзник. Натура мягкая, спо­койная, она, на первый взгляд, полная противоположность Аднану, чей взрывчатый темперамент находит самые бурные формы выражения. Но только на первый! В том, что Шахбулатов не утратил вкус к жизни, творчеству, есть и огромная заслуга этой женщины. Как-то Аднан Маккаевич признался: за годы после того случая он никогда не видел жену усталой, подавленной грустными мыслями. Аднан знает, что стоит за этим — женское мужество, доброе сердце, терпеливость, готовность вместить в свое сердце всю боль, тревоги и сомнения дорогого ей человека. Именно потому он, достаточно скупой на похвалу, говоря о жене, находит необыкновенно теплые и искренние слова, в которых за­печатлено преклонение перед подвигом женщины, любовь к ней... Реки как люди. У многоводных — нрав степенный. Их жизнь течет гладко, в заданном однажды ритме. У горных речек, каких много в Чечено-Ингушетии, характер иной — строптивый, страст­ный. Прежде чем попасть в объятья моря, они должны преодо­леть тысячи преград. Но ничего не может устоять перед их натис­ком. Все сметают они на своем пути, стремясь вырваться из узких ущелий на простор жизни... Так и у людей. «Талант, — говорил К. С. Станиславский, — это огонь, и задавить его невозможно, не потому, что не хватило бы огнетушителей, а потому, что талант — это сердце человека, его суть, его сила жить». Это сказано и об Аднане Шахбулатове.

Выбор

Был в Чечено-Ингушском театре имени X. Нурадилова актер, который вряд ли мог посетовать на то, что его творческая судьба складывается неудачно. Репутация за Магометом Цицкиевым, вы­соким, красивым горцем, чей живой взгляд умных глаз выдавал огромной силы внутренний темперамент, а пластическая вырази­тельность — дарование широкого диапазона, установилась проч­ная: он являлся одним из самых репертуарных актеров труппы.

Придя в театр после окончания Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, М. Цицкиев в числе других выпускников сразу оказался в центре художественных исканий коллектива. Ленинград, педагоги института сумели воспитать в горских юношах и девушках желание много и неустанно работать, ставить перед собой в искусстве большие задачи, идти к ним сме­ло и настойчиво...

Первые роли, сыгранные перед земляками на чеченском язы­ке, снискали ему известность разрушителя сложившихся у мно­гих привычных представлений об амплуа актера. М. Цицкиев органично чувствовал себя в стихи народной комедии, в совер­шенстве владел партитурой психологического действия, был ли­риком, способным на передачу тончайших движений души своих героев, питал интерес к гротесковым и сатирическим характерам, обнаруживал в себе способность подниматься до высот философских раздумий о смысле жизни персонажей В. Шекспира. «Дело» А. В. Сухово-Кобылина, «Забыть Герострата» Гр. Горина, «Ско­ванные цепью» Н. Дугласа и Г. Смита, «Драматическая песня» Б. Равенских и М. Анчарова, «Тропою грома» К. Мюфке, «Петимат» С. Бадуева, «Бешто» М. Солцаева и М. Гешаева, «Ри­чард III» В. Шекспира — вот далеко не полный перечень спектак­лей, в которых во всей полноте проявились его незаурядные дан­ные — виртуозность, пластика, глубина сценического мышления, умение лепить образ в соответствии с природой литературного ма­териала, придавать смысл и значение едва ли не каждому момен­ту существования своего героя. И что самое важное — дар прив­носить с собой на сцену атмосферу эмоциональной взрывчатости, духовной наэлектризованности, вне которой театр не может воз­действовать на ум и сердце зрителя. Заслуженный артист ЧИАССР. Лауреат премии Ленинского комсомола республики. В будущем его ждали крупные роли в новых спектаклях, продвиже­ние по лестнице артистической карьеры... Но, оказывается, подоб­ная перспектива мало устраивала М. Цицкиева. Когда в 1973 го­ду он узнал, что группа ингушской молодежи впервые в истории республики уезжает в Ленинград учиться актерскому ремеслу, мысль, гревшая его долгие годы, вдруг не стала давать покоя. Ма­гомет понял, если сейчас он не воспользуется удобным случаем, возможно, его мечтам никогда не суждено сбыться. Признаться, решение Магомета ехать вместе с ребятами в Ленинград многих тогда обескуражило. Как можно добровольно отказаться от иду­щей в руки удачи? Да и стоит ли так отчаянно рисковать — надо еще посмотреть, что получится из этих юнцов...

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru