— Молодой человек, вы что ночуете в училище?
— У меня дома нет пианино, — Аднан низко опустил голову.
— Так можно же напрокат взять инструмент.
— Можно, но дома думают, что я учусь в торговом.
На другой день делегация во главе с директором училища направилась в дом Шахбулатовых. Разговор был трудным, долгим. В конце концов преподавателям удалось доказать отцу: его сын должен учиться только музыке, это его призвание. Не перед кем стало таиться, исчез страх разоблачения. И дела пошли еще лучше. Аднан становится гордостью музыкального училища. А затем последовал переезд в Грозный. Из множества впечатлений, обрушившихся в те дни на голову Аднана, память особо запечатлела встречу в Министерстве культуры ЧИАССР.
— Имейте в виду. Для вас и ради вас в училище открывается теоретическое отделение. Вы первый чеченец, кто будет обучаться композиции в этих стенах.
После окончания республиканского музыкального училища Шахбулатов решает продолжить образование в Москве. Столица щедро распахнула перед Аднаном двери театров, концертных залов, художественных выставок. Он успевал всюду, стремясь как можно больше увидеть, запомнить. Кропотливая работа ума и сердца не прекращалась даже ночью, когда, спрятавшись под одеяло (чтобы не мешать товарищам по комнате в общежитии), он читал книги по искусству, истории и теории музыки. Пожалуй, только в стенах музыкально-педагогического института имени Гнесиных к Шахбулатову пришло осознание серьезности выбранного в жизни пути, понимание того, что искусство не терпит поверхностного, беззаботного отношения к себе, требует от человека высокого профессионализма, того напряжения духовных и физических сил, при котором только и можно сказать что-то важное, существенное людям...
Прийти к такому убеждению, ставшему впоследствии нормой творчества, ему помог профессор Генрих Ильич Литинский, обаяние личности которого композитор испытывает на себе до сих пор. Обладающий энциклопедической эрудицией, Генрих Ильич пробудил в своем любознательном ученике неиссякаемую жажду знаний, открыл перед ним глубину содержания, пленительную красоту музыкального фольклора народов нашей страны, заставил его всерьез заняться изучением песенного наследия чеченцев и ингушей.
Через двадцать лет о Шахбулатове скажут: в числе немногих других он стоял у истоков рождения профессиональной музыки в республике. Тогда же, в начале шестидесятых меньше всего думая о той роли, какую ему предстояло сыграть в становлении и развитии национальной музыкальной культуры, Аднан просто-напросто самоотверженно и самозабвенно работал. И, надо сказать, успевал делать многое: писал музыку, концертировал, изучал фольклор родного народа, руководил художественной самодеятельностью. Заботы, упавшие на его плечи, бодрили молодые силы и одновременно тревожили, заставляли осознавать всю сложность вставших перед ним творческих проблем. На первый план среди них выдвинулась такая — продолжить поиск в области камерного жанра, с которым связаны первые самостоятельные опыты в искусстве, или отдать предпочтение песне? Выбор был сделан в пользу последней.
Он дал крылья современной национальной песне, подготовил слушателей к восприятию развернутых музыкальных форм, скажет впоследствии о вкладе композитора в развитие этого жанра журнал «Музыкальная жизнь». Точная оценка!
Первые шаги постепенно и последовательно формировали творческий облик композитора. Простота и выразительность музыки, ее распевность, национальная почвенность языка, органично сливающаяся с разнообразием современных ритмов и инструментальных тембров, мажорное, светлое восприятие мира, чувство современности — предопределили популярность его первых сочинений. Все они, разные по стилю, настроению, темпераменту, начали исполняться по радио, звучать в концертах. К Шахбулатову пришла известность. Ему присуждается почетное звание заслуженного деятеля искусств ЧИАССР, он - лауреат республиканской премии Ленинского комсомола.
Не сразу — после многолетней работы в песенном жанре, пришел композитор к выводу: песня не терпит поверхностных переживаний героев, ей претит приблизительность жизненных наблюдений. В настоящем сочинении этого жанра чувства всегда подлинны, мелодия - выразительна, а содержание, в основе которого непременно должно лежать тонко подмеченное и поэтически осмысленное явление действительности, глубоко и значительно. Свое понимание жанра, свой идеал, композитор утверждает настойчиво, упорно. В этом, пожалуй, кроется главная причина жизненности песен А. Шахбулатова.
Одна из них — «Пусть никогда не умирают дети» — написана на стихи Кайсына Кулиева. Мне приходилось слышать ее в исполнении многих хороших певцов. И все же самой удачной трактовкой этого произведения можно считать ту, что предложил художественный руководитель детской хоровой капеллы Ленинградского хорового училища имени М. И. Глинки Ф. М. Козлов. Мужественная интонация солиста, с предельной искренностью размышляющего о необходимости создать на всей планете такие социальные условия, когда противоестественным будет любой факт смерти ребенка, контрастировал с яркой манерой исполнения детского хора, который как бы превращал его мысли в зримые, реальные образы. Это рождало высокий эмоциональный эффект. Призыв взрослого человека, олицетворяющего собой голос разума и совести, звучал на фоне оживленного многоголосья не как декларативное заявление, а как выстраданная, глубоко осознанная истина, за которую он готов бороться. Лаконизм и отточенность музыкальных образов произведения, его внутренняя экспрессия, точно переданная солистом и хором, с новой силой раскрывали высокую гражданственность песни, идею о решимости советского человека оградить судьбы юного поколения всего мира от атомного пожара...