Восхождение к творчеству

Горнов А.

Именно этой формулой можно обозначить значение актерских работ Мусы Дудаева последнего времени. Это хорошо подтвердили московские гастроли театра летом 1984 года. Ни в одном из четы­рех спектаклей, показанных чеченской труппой на сцене прослав­ленною МХАТа, у актера не было главных ролей. И все же, по­жалуй, он более других пришелся по душе взыскательным москов­ским зрителям, безоговорочно покорив их искренностью чувствований, многоплановостью, образной насыщенностью выступлений...

Его часовщик в «Лениниане» — тончайшая вязь напряженного драматизма и светлой лирики. Какой каскад мыслей, чувств, ох­вативших героя, передает исполнитель за несколько минут пребы­вания на сцене. Встреча с Владимиром Ильичем, беседа с ним, теплая, доверительная, станет главным событием в жизни скром­ного часовщика. Вновь приобретена едва ли не утраченная уверен­ность в том, что его труд нужен людям, молодой республике. Он будет ремонтировать Кремлевские куранты, научит их петь «Ин­тернационал».

Стараясь уместить в памяти все: и то, с каким вдохновенным порывом рассказывает Владимир Ильич о будущем России, о своей мечте заставить заговорить умолкнувшие куранты Кремля, и то, как слушает он собеседника, с какой чуткостью относится к простому человеку, герой М. Дудаева невольно испытывает истин­ное преклонение перед гением. И одновременно в нем растет чув­ство собственного достоинства. Мастера переполняет желание как можно скорее выполнить задание Владимира Ильича, оправдать доверие вождя, доказать свою нужность революции...

В «Кориолане» В. Шекспира — спектакле бушующих стра­стей — М. Дудаев дает простор природной эксцентричности, по­требности в вечном движении. Его Брут — циничный и коварный царедворец — катался по сцене как комок зла, неутоленных стра­стей, неисполненных желаний. Искусно плетет он сеть заговора против Кориолана, с вожделением азартного игрока толкает его на конфликт с народными массами, пытаясь насладиться трагедией талантливой личности, потерявшей себя вне связи с родиной.

Роль жреца в спектакле «Из тьмы веков» И. Базоркина, вос­производящем картины прошлого горских народов, явила новую сторону дарования артиста. С подлинно трагедийным пафосом во­площал М. Дудаев  образ  предвестника драматических коллизий сценического повествования, грядущих изменений в судьбах геро­ев. Игра артиста, словно камертон, передавала эмоциональный то­нус спектакля — его эпический размах, романтический порыв, уг­лубленный психологизм.

Тонкий по глубине социальной характеристики эскиз к портре­ту современного демагога создал актер в спектакле «Инспектор ОБХСС» М. Солцаева. Его герой, прикрываясь словесной эквили­бристикой, играет перед следствием в правду, демонстрирует неве­домые ему высокие принципы и убеждения. Развязная интонация, нагловатая улыбка, самоуверенные жесты — и за всем этим пред­стает страшный оскал хищника, готового сподличать, оболгать всех и вся ради личного благополучия.

Что нужно сделать для того, чтобы запас твоих знаний о судь­бах людских не иссякал? Как достичь, чтобы с твоим появлением на сцене или на экране властвовала жизнь человеческого духа — то, ради чего люди ходят в театр и в кино? Творческая биография актера Мусы Дудаева дает на поставленные вопросы, может быть, неисчерпывающие, но все же достаточно полные и ясные от­веты.

Вираж судьбы

Я знаю в лесу одно дерево. Сколько уж лет оно борется за свою жизнь, старается вы­ше расти, уйти от рук ломаю­щих. И удалось — теперь че­ремуха стоит вся голая, как пальма без единого сучка, так, что и залезть невозмож­но, а на самом верху рас­цвела.

М.   Пришвин.

Одних беда застает врасплох. Человек, слабый духом, без­вольный, подчиняется ударам судьбы и тотчас как бы тускнеет, становится беспомощным нытиком, вызывающим чувство жало­сти — не более. Для других беда — экзамен не просто на челове­ческую выносливость, саму любовь к жизни. Такой экзамен для Аднана Маккаевича Шахбулатова наступил несколько лет назад. Автомобильная катастрофа лишила его возможности двигаться, но не могла победить морально, нравственно, изменить характер. Аднан оказался из породы прирожденных    бойцов. Недугу он не поддался. Напротив, стал жить с такой внутренней наполнен­ностью, горением и самоотдачей, что каждый день из прожитых после того случая лет можно с полным на то основанием назвать познанием тайны человеческого духа. А значит и подвигом, от­крывшим в этом человеке силу воли, горячую любовь к жизни, преданность профессии...

Мир, окружающий мальчика, был от края до края заполнен музыкой. Удивительно звонкую, богатую разноголосьем песню разносила окрест речка, с шумом вбегавшая в село. Проникновен­ной мелодией отвечала на это пение хрупкая чинара возле дома. Ей вторила любимая Аднаном старая груша: раскидистые ветви под ударами ветра громко перешептывались друг с другом, обра­зуя протяжный, удивительный по красоте гул, похожий на звуки, извлекаемые народным сказителем из дечиг-пондура. Клекот кру­жащих над полем птиц, шелест колосьев поспевшей пшеницы, на­туженное дыхание коня после многочасовой работы, жалобный стон травы, сраженной острой косой отца, бабушкина старинная чеченская песня — все впитывала в себя впечатлительная душа мальчика,  неосознанно стараясь запомнить, уберечь в  памяти.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru