Восхождение к творчеству

Горнов А.

Чрезвычайно интересно было общаться с Николаем Афанасье­вичем Крючковым. Человек широкой и щедрой души, открытого характера, он излучал доброжелательность, располагал к себе ве­селым нравом. На площадку актер всегда приходил внутренне подтянутым, готовым много работать, экспериментировать, искать вместе с партнерами верные характеристики своим героям. Влюб­ленный в кино, Николай Афанасьевич внимателен к проблемам чех, кто делает первые самостоятельные шаги в искусстве. Во вре­мя съемок мы очень подружились с ним и художнически, и по-че­ловечески. В том, что фильм «Дамское танго» получился таким, каким был задуман, я обязан Крючкову.

Духовная близость с этими людьми помогла мне понять одну драгоценную истину: зритель ждет от художника не декларатив­ных разъяснений набивших оскомину истин. Он жаждет открытий человеческих характеров, откровений по поводу волнующих про­блем наших дней. Показать на экране современника, сердце которого бьется в унисон с сердцем великой страны, современника, не умеющего жить, работать и чувствовать вполнакала — возможно в будущем мне удастся это сделать...

—  Кинематографисты предпочитают хранить тайны своей про­фессии. И все-таки желание с улыбкой и шуткой      рассказать    о «секретах» кинематографической кухни иногда посещает их, и тог­да рождаются фильмы   (чаще всего    комедии),    как,    например, «Весна» Григория Александрова или «Риск — благородное дело» Якова Сегеля, убеждающие нас в мысли: кино полно чудес и не­ожиданностей.    Скажем,    нет   дождя — приглашают   пожарных. Скрылось солнце — включают электрические    светила.    Так    вот случалось ли за это время нечто такое, которое сейчас невозможно вспомнить без улыбки? Судя по седине, сплошь покрывшей вашу голову, таких неожиданностей было предостаточно?

—  Съемки фильма, как и всякое производство, пусть даже са­мое пустячное, подвластны требовательным  законам    экономики. Скажем, к работе над «Особо опасными»   мы приступили   в сен­тябре, а в разгар зимы съемочная группа, подгоняемая сроками, занялась поисками летней натуры — события нашей картины про­исходили в летнее время. Помню: снимали проход героев по ули­цам Одессы. Температура —12°. Аэродинамические установки очи­стили с тротуаров снег. Другая техника высушила асфальт, голые деревья, укутанные маскировочной сеткой, создают иллюзию пыш­ного южного лета. Актеры и массовка одеты, естественно, по-летнему. Все «изнывают» от жары, а из уст у всех идет пар. Как это скрыть на экране? Наконец, кто-то догадался: надо подержать несколько секунд во рту кусочек льда и тогда пара как не бывало. Сняли пять дублей. К счастью, гриппом никто не заболел.

—  В наш просвещенный век люди   невероятно спешат   обога­тить свою память новыми знаниями, а душу — новыми впечатле­ниями. Отсюда — повальная страсть к различного рода занятиям, не связанным с основной профессией. Есть ли такое    увлечение у Вас?

—  Есть. Но это вовсе не увлечение. Живопись для меня — от­дохновение души. Когда трудно, когда мучают сомнения, я берусь за кисть и рисую, рисую. Вспоминаю самых дорогих людей, пыта­юсь запечатлеть их на холсте такими, какими вижу я, хочу выра­зить свое отношение к ним. Друзья говорят, что у меня получается. Наверное, они снисходительны ко мне.

—  О каких приобретениях за эти годы вы могли бы рассказать?

—  Сейчас, как дорогую реликвию, я храню дневники, которые вел во время съемок двух фильмов. Записывал в них свои мысли, возникавшие в процессе дискуссий с актерами, наблюдения, иног­да перечитываю их и понимаю, какой хорошей школой профессио­нализма оказались для меня эти годы. Без  преувеличения: эта школа — главное мое приобретение за годы работы в большом ки­нематографе.

...Успех второго фильма окрылил С. Мамилова. Он приглашен работать в Москву, на киностудию имени А. М. Горького. Нико­лай Афанасьевич Крючков, желая поддержать молодого режиссе­ра, а заодно и укрепить счастливо складывающиеся творческие контакты, предложил Суламбеку прочесть интересный сценарий, написанный специально для актера. Собирается снять Мамилов комедию. Интересует его молодежная проблематика, истоки фор­мирования личности, гражданского мужания юной души. И еще он хочет создать хороший игровой фильм о Чечено-Ингушетии, ее людях. С воплощением этого замысла Суламбек Ахметович не спешит. Чтобы талантливо рассказать о родном народе, надо об­рести тот запас наблюдений, без которого просто невозможно масштабно мыслить и глубоко чувствовать, надо подняться на та­кую творческую высоту, с которой можно было бы увидеть жизнь во всей ее полноте, сложности, многообразии. Такую творческую высоту С. Мамилов набирает. Набирает в делах, заботах, разду­мьях. Выпустив на экраны страны новый фильм «День гнева» — полное тревожных раздумий повествование о судьбах мира и человечества, он готовится к съемкам новой картины. К работе над лентой режиссеру удалось привлечь известных исполнителей. Суламбек увлечен. Пожелаем ему удач!

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru