Восхождение к творчеству

Горнов А.

...После этого разговора с Суламбеком мы не виделись почти два года. Правда, однажды я его встретил в салоне самолета ТУ-154, направляющегося из Грозного в Москву. Проговорили все два часа. О кинематографических новостях, премьерах столичного театрального сезона. О том, что, оказавшись далеко от дома, он тоскует по республике, знакомым. И старается улучить любой мо­мент, чтобы встретиться с родными. О будущем фильме Суламбек молчал. Предупреждая мои расспросы, ограничился скупым сооб­щением: снимаю совершенно незнакомый материал, поэтому пред­полагать, что получится из этого, боюсь.

Еще через год Суламбек пригласил меня на премьеру своего фильма в Центральный Дом кино. Помню праздничную атмосферу того вечера и его, переполненного радостью, сомнениями, ожида­нием. Вместе с исполнителем одной из главных ролей Н. А. Крюч­ковым он встречал гостей. Их было много. Искушенную и где-то даже избалованную московскую публику разбирал интерес. Незна­комцу, снявшему всего лишь второй фильм, предоставлен один из самых чтимых людьми кино экран столицы. Что это, случайность? Везение? Счастливое стечение обстоятельств? А может быть все вместе? И это сулит открытие нового талантливого имени?

Мне было интересно наблюдать за Суламбеком. Умение управ­лять собой подводило. Он едва скрывал смущение и робость. Оцен­ки в этом зале выносят, не прибегая к изощренному стилю искус­ствоведческих статей, оценки подчас безапелляционные, но всегда удивительно точные и справедливые. Тем более придирчиво будут смотреть его, Мамилова, фильм. Заслуженно ли он получил право показывать свою работу коллегам? Некоторые всю жизнь ждут этого счастливого случая. А тут поди же такое...

Настал час, и С. Мамилов, соблюдая принятый этикет, познако­мил собравшихся с участниками съемочной группы. Сделал он это, как мне показалось, чрезмерно сухо, без подъема. Сказывалось волнение. И еще проявлялся характер. Суламбеку не хотелось утомлять публику длинными предисловиями, встающими барьером на пути к его фильму. Поэтому и спешил он поскорее избавиться от обременительных обязанностей ведущего, сойти со сцены и уже вместе со всеми посмотреть, что за история произошла с его ге­роями...

На первый взгляд, она самая прозаическая, эта история. Геро­иня фильма «Дамское танго» — скромный почтовый работник, при­езжает погостить к родителям в село. Ее сердце переполняет оби­да. Сын, не посоветовавшись, решил жениться, более того, чтобы не стеснять мать, уйти от нее со своей избранницей на квартиру. А она с кем останется? Ведь он у нее единственный. И ему, забыв обо всем на свете, она отдала все, что имела... Случай сводит ее с человеком, у которого также не сложилась жизнь. Тоска по боль­шому человеческому чувству, боязнь одиночества толкнули этих молодых еще людей навстречу друг другу, навстречу счастью, ко­торое, по словам поэта, было так близко, так возможно...

За рассказ такого вот незатейливого сюжета, если передавать его в самых общих чертах, взялся режиссер на этот раз. Новизна; материала не пугала его. Перед началом съемок он несколько не­дель прожил в одном из глубинных русских сел в верховьях Вол­ги. Присматривался к быту и нравам живущих здесь людей. Вслу­шивался в звонкую мелодию их неторопливого говорка. Изучал характеры. Здешние люди ему понравились. Великие труженики и охотники до ядреного словца, доброй шутки, веселой песни. С от­крытой душой, простые и искренние, они представали в глазах режиссера живым олицетворением величия и достоинства русской-земли. Свои впечатления, С. Мамилов щедро выплеснул на экран.

Фильм светился любовью к простым людям русской деревни, был полон уважения к их делам, заботам, думам...

Счастливо избегая бытоописательства и приземленного тона, режиссер наполнил свое повествование глубокой одухотворенной мыслью, превратил его в мудрую народную притчу, в которой, как и водится, радость соседствует с печалью, лукавый юмор со свет­лой грустью. Расцвеченная волжской шуткой, согретая искренним авторским чувством, картина покоряла, захватывала настолько, что публика вначале настороженная, быстро прониклась симпати­ями к ней, а затем, напрочь откинув естественную в таком случае предубежденность, смотрела ее как бы на едином дыхании, не од­нажды в течение просмотра награждала создателей аплодисмен­тами...

Тогда же Герой Социалистического Труда, народный артист СССР Н. А. Крючков сказал:

— Я очень люблю этот фильм. Он добр, человечен. Но главное, что импонирует мне — отношение создателей ленты к своим геро­ям. Именно чувство любви, переполняющее их сердца, привело к замечательному результату — правде запечатленного русского-характера. Говорю об этом особо. В самом факте, что ингуш по национальности создал картину, передающую самобытность, наци­ональный дух моего родного народа, я вижу прекрасное знамение времени. Он свидетельствует о духовном родстве советских наций и народностей, о том, как обогащается палитра художника, какое интернациональное звучание приобретает его творчество, если оно впитывает в себя духовный опыт других братских народов.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru