Восхождение к творчеству

Горнов А.

«Дорогие друзья, дорогие артисты Надеждина и Хавричев! Не могу выразить словами, какое вы доставили мне удовольствие сво­им посещением. Беседа с вами, закончившаяся столь неожиданно целым спектаклем из моих рассказов, произвела на меня приятное и сильное впечатление. «Для памяти» вы играете очень верно, правдиво, что называется с душой. Вообще вы артисты правдивые, органичные.

Я посоветовал бы вам только поработать над последней пау­зой рассказа. Вспомните великие слова великого И. Бабеля: «Ни одно оружие не входит в человеческое сердце с такой леденящей силой, как точка, поставленная вовремя». Вот и возьмите себе на вооружение эти слова на всю жизнь.

Этим же правилом можете руководствоваться и в «Далекой Шуре», и в комедийной «Волшебной силе искусства».

Если эти рассказы входят в вашу большую работу, посвящен­ную великому Ленину, то они как нельзя более подходят для этой цели, т. к. все эти рассказы трактуют вопросы добра, человеческой отзывчивости и чуткости, а кому, как не Ленину особенно это близ­ко. Это «самый человечный человек».

Ваш Виктор Драгунский

Апрель 1969 года.»

Примерно так же рождалась трагикомедия «Убийца № 1». Про­чтя повесть Виля Липатова «Серая мышь», актеры сразу почувст­вовали: ее можно положить в основу серьезного разговора о таком социальном зле, каким является пьянство. Нонна Алексеевна сде­лала инсценировку повести, Евгений Пантелеймонович «отыскал» скетч Я. Зискинда «Свои люди — сопьемся», обрамил драматиче­ское действие высказываниями о вреде алкоголя великих мысли­телей, ученых-медиков, известных писателей. Получился интерес­ный сценарий. Жгучая боль за человека, оказавшегося в силках зеленого змия, соединялась в нем со страстным призывом реши­тельно бороться с пьянством. Виль Липатов с энтузиазмом поддер­жал мысль перенести «Серую мышь» на сценические подмостки, помог артистам глубже разобраться в переплетениях сюжетных ходов повести, полнее выявить идею произведения средствами драматургии. Так был создан спектакль, явивший новую страницу в творчестве двух актеров. Если до этого Н. Надеждина и Е. Хавричев выступали в жанре литературного концерта, успешно осва­ивали героико-патриотическую тему, обнаруживая способность ор­ганично чувствовать себя в стихии высокой патетики, то здесь, впервые обратившись к морально-нравственной проблематике, они в полный голос заявили о себе, как о мастерах психологического театра, сумевших населить произведение множеством разнообраз­ных персонажей, раскрыть их характеры глубоко и полно. Позже эти два направления стали главными в творчестве дуэта.

...На сцене два человека, а перед нами проходит целая галерея людей — каждый со своим характером, привычками, судьбой. Вот Н. Надеждина, только что читавшая «от автора», закутавшись в шаль, превращается в старуху. Протопала старуха, заговорила. И куда делся чтец. Такие превращения на сцене происходят мгно­венно. Верная интонация, жест, ритмическое разнообразие, пла­стическая выразительность, душевная раскованность, чуткость и одновременно мобильность, раскрывающая дар к внутреннему пе­ревоплощению — все это помогло артистам создать в спектакле достоверные, жизненно узнаваемые образы острой гражданской направленности. Они заставляли осознать всю пагубность пьян­ства, воочию увидеть те страшные последствия, которые оно несет с собой. Однако в целом представление не было окрашено в пес­симистические тона. Его пафос жизнеутверждающ. Никогда не поздно протянуть руку помощи человеку, надо только не стоять в стороне — об этом спектакль говорил страстно, убедительно,   открывая гражданскую зрелость исполнителей, боль художников, их горячее желание помочь попавшим в беду людям.

Часто после представления трагикомедии «Убийца № 1» акте­ров окружают зрители. Обращаются с просьбой помочь, наладить взаимоотношения в семье, посоветовать, как бороться за человека, которого подкосил алкоголь. И для каждого у них находится сво­бодная минута. Возникает душевный разговор, после которого у людей, согретых теплым словом и вниманием, появляется желание победить свой недуг или помочь победить его своему ближнему. А потом в Грозный с разных концов страны приходят письма. Вот одно из них. «Мне кажется, — пишет секретарь Анадырского рай­кома партии Г. Кабища, — что я выражу мнение общее, если ска­жу: эта вещь имеет довольно большую пропагандистскую силу. Смотрится она с интересом, содержание трогает личную струнку некоторых семей. Желательно больше показывать ее в массовой аудитории».

Вообще надо заметить: у Нонны Надеждиной и Евгения Хавричева удивительно открытые характеры. С искренним чувством тянутся они к людям, ценя в человеческом общении возможность обмениваться чем-то дорогим, приобретать новые знания, что-то пересматривать в себе, отчего-то отказываться, чем-то увлекать­ся... Помню, сколько поздравлений пришло в адрес Нонны Алексе­евны по случаю тридцатилетия ее творческой деятельности. Среди авторов телеграмм, оглашенных на торжественном вечере, называ­лись имена Армена Джигарханяна и Михаила Ножкина, знамени­той ткачихи Марии Виноградовой и главного режиссера Ленин­градского ТЮЗа Зиновия Корогодского...

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru