Восхождение к творчеству

Горнов А.

Понятно, успех «общения» мастера с деревом полностью зави­сит от инструмента. О нем Ильяс печется, как солдат об оружии. Он считает, чем совершеннее инструмент, тем легче подобрать ключ к разгадке характера разных пород дерева. Для липы — за­калка металла должна быть одна, для березы — другая. Обработ­ка осины требует одного набора инструмента, дуба — другой. Раньше Ильяс покупал стамески, сейчас приноровился изготавли­вать их сам. Его рабочий стол, тот самый, что совершил вместе с хозяином путешествие в Лейпциг, никогда не бывает пустым. Зи­мой, занимая самый светлый угол квартиры, летом — самое сол­нечное место в мастерской, он всегда заставлен незавершенными работами, пластилиновыми копиями. Тут же — разнообразный по размерам, конфигурации веер инструмента. Надо видеть, как пользуется художник этим веером. Стамеска в его руках порхает легкокрылой бабочкой возле заготовки. Жадно  припадая к ней горячими устами, она освобождает дерево от всего лишнего, что' мешает ему заговорить. Штрих. Еще штрих. И вот уже готовая фигурка, просвечиваясь на солнце так, что каждое волокно стано­вится заметным, зазвенела прекрасной, удивительной чистой мело­дией, полнится тем изяществом и внутренней духовной красотой, которая передает незаурядность личности самого художника: зем­ную человеческую простоту, доступность, острый ум, умение вос­принимать мир через призму поэзии, возвышенность души...

Страстное увлечение Дутаева — анамалистика. Ей художник в последнее время уделяет все больше и больше внимания. В этом творческом пристрастии — еще одно проявление его любви к при­роде, неразрывной связи с ней. В природе Дутаев видит тот идеал нравственного и физического совершенства, к которому стре­мятся любимые герои художника. Выражение этого идеала — скульптурные композиции животных. Точно воссоздавая облик, фактуру того или иного лесного обитателя, Дутаев стремится, что­бы его композиции были не просто внешне красивы, но и наполне­ны глубоким смыслом. Одна из таких скульптур называется «У во­допоя». Отмеченная тонким лиризмом, она воспринимается как гимн человеческой верности, бескорыстия, порядочности. Глядя на участников этой сценки — пару оленей, невольно поражаешься, как точно и емко выразил художник облагораживающую силу на­стоящего и искреннего чувства. В благородстве осанки животных, достоинстве их поведения, изящных ракурсах голов, туловища — во всем сквозит любовь, соединившая навсегда оленей, их готов­ность пожертвовать личным счастьем ради счастья того, кто идет по жизни рядом.

— Природа — настоящий кладезь образов, красок, ритмов. Более того, обращаясь к теме природы, художник шлифует свою технику. Убежден, если хочешь сказать что-то интересное, при­смотрись повнимательнее к окружающему миру, доверься ему, распахни настежь душу. И тогда перед тобой откроется то, что ты никогда не видел.

К Дутаеву, например, такие удачи приходят часто. Однажды в лесу он заметил нарост на дереве. Присмотрелся повниматель­нее и увидел в нем образ лермонтовского Мцыри. Тот же мятеж­ный дух, страстность во взгляде, порыв, неудовлетворенность собой. Композиция, получившая название «Мужской портрет», открыла в Дутаеве — мастере бытового жанра — тонкого лирика с ярко вы­раженным романтическим складом мышления. Вообще надо за­метить, Ильяс любит бывать в лесу. Всегда берется разжигать ко­стер, с любопытством рассматривает голубоватые язычки пламени, их озорной, сверкающий хоровод, который, как убеждает Ильяс, греет мысль, заставляет подумать о чем-то своем... Несколько лет назад он, вот так же стоя у костра, весь встрепенулся и, пугая дру­зей, голой рукой выхватил из объятий огня обуглившуюся корягу. В ней Дутаев увидел очертания будущей скульптуры, впоследст­вии оказавшейся у большого друга художника — актрисы Нелли Хаджиевой.

Настоящий талант всегда щедр, неистощим на выдумку. Он находит выражение в самых обыденных, казалось бы, вещах. Об этом вспоминаешь в мастерской художника. На самом видном месте здесь красуется тот самый шифоньер, сделанный Ильясом лет двадцать назад. След времени оставил свою черную отметину на шифоньере, но совсем красоту убить не мог. Причудливый узор цветов, разбегающийся по коричневой полированной доске, все так же свеж, чист и выразителен. Столом здесь служит огромный в три-четыре обхвата срез дерева. Обыкновенные пни, расставлен­ные возле него, превращены фантазией художника в удобные кресла. Даже под собачью конуру Ильяс приспособил дупло кор­невища...

По стопам отца идут дети. Сын Асланбек — студент того же Абрамцевского училища, где в свое время учился Дутаев — стар­ший. Шестилетний Апти тоже все чаще садится возле отца и, за­таившись, завороженно следит за его работой, а когда отцу слу­чается отлучаться от столика, так орудует стамеской, что залюбу­ешься. Даже у маленькой Хаважки любимой игрой стала лепка лесных зверюшек из пластилина. Дети — хорошо. Но Ильясу это­го кажется мало. На базе своей мастерской он мечтает открыть школу, набрать для начала пять-шесть учеников. Пусть не все из них станут художниками. Производство национального сувенира— тоже требует умелых, талантливых рук. Но он верит, что будут среди них и такие, кто, постигнув, тайну дерева, заставит его петь, говорить о жизни человека и мире, в котором живет этот человек, убедительно, глубоко, образно.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru