Восхождение к творчеству

Горнов А.

— Я даже почувствовал, как обувь сыромятная на героях со­лидолом пахнет, горским запахом. Запомни: сила твоего искусст­ва — в знании народной жизни. Береги и развивай это в себе. Не приукрашивай действительность, но и не очерняй ее. Говори о том, что тебя волнует, против чего восстает твоя совесть. Говори смело, откровенно, с желанием преодолеть зло. И тогда люди пой­мут тебя всегда.

И правда, где бы ни представлял свои работы Ильяс Дутаев, а он участник многих всесоюзных, всероссийских и зональных вы­ставок, демократизм художественно-изобразительной стилистики его искусства находил своего зрителя, подкупая близостью к поч­ве, искренностью, добротой... И все-таки особая страница в биогра­фии художника — поездка в 1982 году на Лейпцигскую ярмарку, где яркое самобытное творчество нашего земляка получило широ­кое международное признание. Чтобы не быть голословным, доста­точно сказать, что все одиннадцать композиций Дутаева были за­куплены фирмами ФРГ. Почетно было и то, что выставка нашей республики, развернутая в рамках советской экспозиции, открыва­лась именно его работами. И как создается скульптура, посетите­ли павильона могли увидеть тут же. За столиком, облачившись в фартук, сидел художник. Каждый день на глазах сотен любопыт­ных глаз он занимался своим привычным делом. Сила, воля, та­лант человека повелевали дереву разомкнуть свои уста, выявляли его живую душу, которая могла любить, радоваться, обвинять, ус­мехаться, призывать... Его портреты помещались на страницах га­зет. Он давал интервью. Описывая, с какой точностью Дутаев от­секал от дерева лишнее, как легко и податливо принимали заго­товки черты, облики задуманных образов, журналисты восторга­лись его умением с помощью лаконичной детали, выразительного штриха передать в своем искусстве колорит, сам дух жизни род­ного народа, создать сочный национальный характер и при этом подметить те черты и свойства, что открывает его интернациональ­ное содержание.

— Я всю жизнь учился у своего народа. И сейчас учусь, — говорил тогда Ильяс.

Он любит бывать на сельских базарах, всматриваться в люд­ские лица, запечатлевать в своей памяти те психологические и эмоциональные состояния человека, которые, затем переплавляясь с другими жизненными наблюдениями, находят свое выражение в образах мгновенно узнаваемых типажей, сообщают скульптурным композициям ту правдивость, достоверность и узнаваемость, без которой невозможно поверить в жизненность героев художника, реальность их существования вокруг нас.

Поиск образа, той художественной формы, которая во всей сложности и неоднозначности представила бы человеческий харак­тер, жизненное явление — это недели, месяцы, годы упорного тру­да, размышления, раздумья. «Если мозолей не будет на руках и в голове — ничего не получится», — убежденно говорит Ильяс. Что­бы подумать, сосредоточиться, чтобы замысел, волнующий худож­ника, приобрел логическую завершенность, композиционную строй­ность, он много времени проводит в саду. Кроме цветов, здесь есть два особо почитаемых дерева. Их посадила его мама. Мамы уже нет, а деревья стоят, как память, связывающая прошлое и будущее, как воспоминание о дорогом человеке, его молодости, душев­ной теплоте, терпении, земной мудрости.

— При жизни, — делится сокровенным Ильяс Магомедович,— мне не удалось выполнить ее портрет. А сейчас эта мысль все бо­лее и более захватывает меня. Мама — человек трудной женской судьбы. Овдовела в 24 года. Но не растерялась. Поставила всех нас на ноги. Ни в чем за годы жизни без отца не изменила ни себе, ни нам, детям.

...После того, как идея, завладев умом и сердцем художника, выкристаллизовывается в законченный образ, начинаются поиски его внешнего выражения. И тут без пластилина не обойтись. Бу­дут отвергнуты десятки вариантов, прежде чем найдет художник неповторимость и своеобразие пластики, что наиболее полно и глубоко передает внутреннее состояние героя, доносит до зрителя содержание произведения, его философию.

И только затем наступает черед, пожалуй, самого главного — работа непосредственно с деревом. Материал, которому отдает предпочтение Ильяс, — липа. Порода мягкая, вязкая, пластичная, она обладает еще одним достоинством — дерево хорошо поддает­ся тонировке, передает фактуру любой породы, не ссыхается, со­храняя многие годы сочность и выразительность формы.

— Я никогда не навязываю материалу свою волю. Разгова­риваю с ним, и дерево уступает, становится податливее, мягче, словно понимая, что я от него хочу.

Вообще надо заметить, в беседе Дутаев нетороплив. Любит больше слушать, нежели говорить. Кажется, что он взвешивает каждое слово, проверяет его значимость, прежде чем произнести. В этом, видимо, сказывается также специфика профессии. Чтобы вызвать дерево к жизни, освободить от всего лишнего — надо разглядеть это лишнее. Здесь уже точно, без наметанного глаза, предварительного расчета, тонкого чутья не обойтись...

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru