Мамилову непонятны люди, пространно рассуждающие о своих планах, будущей работе, ждущие того часа, когда их осенит вдохновение и начнется создание шедевра. Он знает: судьба к таким не благоволит. Жизненные и творческие испытания застают их врасплох, они теряются, им просто не под силу сделать то, чего от них ждут. Сам Суламбек не таков. Человек дела, он привык много и упорно работать, один на один оставаться с трудностями, молча, напрягая духовные и физические силы, преодолевать их. Зато, когда работа позади, Мамилов — воплощение духовной раскрепощенности, открытости.
Именно таким я увидел его по приезде из Одессы, когда он привез на суд своих земляков фильм «Особо опасные». Состояние души Суламбека мне было понятно. Дебют по признанию профессиональной критики оказался успешным, позволив рассмотреть в режиссере человека мыслящего, способного решать сложные художественные задачи... И потому доброе расположение духа не покидало С. Мамилова. Он подробно рассказывал о содержании своей картины, ее художественных особенностях, охотно отвечал на мои вопросы.
— В основу ленты «Особо опасные» положена повесть Ю. Файбышенко «Розовый куст», она повествует о становлении Советской власти на юге Украины. Время было горячим, полным самых неожиданных драматических ситуаций, — говорил Суламбек Ахметович убежденно, как о лично выстраданном, пережитом, — недобитые враги революции ушли в подполье, притаились, но оружия не сложили... Герои ленты — пять ребят из уголовного розыска, занимающиеся делами особо опасных врагов революции. Они совсем юны, эти парии, призванные очистить страну от нечисти, что путается под ногами, мешает двигаться вперед. Это объединяет героев. Объединяет их и прожитая жизнь — сиротство, обездоленные годы детства, гражданская война. Мы не стремились, рисуя характеры персонажей, отдать кому-то из них предпочтение. Цель перед нами стояла другая — создать коллективный портрет современника 20-х годов. Человека цельного, прекрасного в своей готовности до последнего вздоха бороться за дело революции, свято верующего в светлую будущность.
И надо сказать: портрет этот вышел достаточно выразительным, если так можно сказать, объемным. Дело в том, что авторам удалось каждого из героев наделить индивидуальной характеристикой, подметить те черты, что отличают его от остальных, делают запоминающейся личностью.
Вот, например, Виктор Климов, выражающий своим образом совесть друзей, смысл и значение их работы, гуманность и в то же время суровую ее необходимость. Индивидуальность этого характера прослеживается в течение всего экранного действия. Особенно удачным получился финал ленты. Смертельно ранят Виктора, преследующего преступников. Камера, остановив свой бег, фиксирует малейшее движение души героя. В его глазах нет отчаяния и страха. Прощаясь с жизнью, Виктор знает: она прожита достойно.
— Тема борьбы человека нового мира со всем, что отживает свой век, достаточно исследована в кинематографе, — продолжал С. Мамилов. — Жанровые рамки, в которые обычно укладывают эту тему — детективные. Не представляет исключения и наш фильм. Но все-таки я бы не назвал его детективом в чистом виде. Вообще скажу: этот жанр мне не очень импонирует. Такого же мнения придерживался и художественный руководитель картины С. Ф. Бондарчук, говоривший мне: «Снять лихой детектив очень легко, но что оставит он в сердце зрителя, что?». Разумеется, внешние атрибуты жанра присутствуют в ленте, но не преобладают, занимая подобающее место в ее художественной архитектонике. На переднем плане у нас человек. Почему он совершает подвиг или, напротив, преступление? Именно этот вопрос стал предметом нашего исследования.
Кроме того, Сергей Федорович предложил включить в картину документальную хронику тех лет, проиллюстрировать ею некоторые игровые эпизоды. Это совпало с моими стремлениями. Изучая архивные материалы, — собеседник задумался, — я где-то прочел о том, что революция в глазах миллионов представала именно той огромной силой, которая сближала, электризовала сердца людей, будила в них дремавшие доселе творческие возможности. Каждый второй тогда мог быть, и был Павкой Корчагиным. Таковы герои нашего фильма. В уголовный розыск их привела революция. Поэтому поначалу и навыков работы у них достаточных нет. Но как яростны и непримиримы они к врагам, как смело вступают в бой с ними.
...Цвет вдруг исчезает, и на экран «врывается» хроника двадцатых годов. Бурлящая масса митингующих. Пламенная речь оратора. Дедушка современных экскаваторов — механизм из досок и бревен, ловко работающий на сооружении земляной дамбы. А вот и люди, охваченные единым порывом — строить новую жизнь...
Потом хроникальные кадры вновь и вновь будут появляться на экране. Но возникая, они не разрушают структуру художественного произведения. Напротив, яркие и эмоциональные, они как бы цементируют ее, привносят в фильм аромат времени, задают ему напряженный ритм. И еще сообщают картине ярко выраженное поэтическое звучание. Глядя на проносящиеся с калейдоскопической быстротой кадры кинохроники, зритель не может сдержать улыбки. Но эта улыбка, добрая и искренняя, не унижает достоинства героев тех лет. Напротив, она помогает родиться в зрительном зале атмосфере единения, внутреннего родства между нами и нашими предшественниками. Мы испытываем в эти минуты гордость за все прекрасное, что было в судьбе нашей Родины до нас. И одновременно проникаемся чувством ответственности за ее сегодняшний день, будущее. Будем откровенны: далеко не всем создателям фильмов приключенческого жанра удается пробудить в зрителях такого рода эмоции и мысли, естественно, без риторических усилий привести их к высоким размышлениям о времени и о своем месте в нем. Мамилову удалось...