Восхождение к творчеству

Горнов А.

Вот, например, песня «Речка детства», в основе которой так­же лежат стихи К. Кулиева. Ее поэтический и мелодический строй, образуя единое целое, несет слушателям высокий эмоциональный заряд, патриотическую мысль о важности для каждого из нас помнить свой исток, дом, где ты родился и вырос, родную речку детства, оберегать ее, сделать все, чтобы она никогда не замутне­ла, дала рождение новым жизням.

— Но о чем, к сожалению, приходится говорить, на эстраду все чаще и чаще проникают откровенно пустые, легковесные шля­геры. А сколько на ней подделок, слепо копирующих худшие за­падные образцы, где подлинность человеческого чувства под­меняется суррогатами эмоций. Конечно, было бы ошибкой прене­брегать веяниями эпохи. Но несравненно большей ошибкой явля­ется то, что мы подчас совершенно благодушно взираем, как не­которые наши песни утрачивают содержательность, превращаются в этакие пустячки, потрафляющие невзыскательному вкусу. Осо­бую значительность эти проблемы приобретают в наше беспокой­ное время, когда силы империализма объявили крестовый поход против социализма. В этой связи не могу не согласиться с мнени­ем известного композитора-песенника Игоря Лученка, выска­занным на страницах газеты «Советская культура». «Сегодня ра­боту в жанре эстрадной музыки, — говорит он, — композитор дол­жен понимать как важный социальный заказ. Советскому компо­зитору не может быть безразлично, что поет, что слушает наша молодежь. Мы обязаны быть активными борцами за высокоидей­ное, оптимистическое искусство, а потому низкопробной «масскультуре» Запада должны противопоставить свое коммунистическое творчество, согретое сердцем художника».

...Годы не уходят безвозвратно. Уходя, они наделяют художника мудростью, способностью дальше видеть, глубже чувствовать, по-новому строить свои взаимоотношения с окружающим миром. По­добное происходит и с Шахбулатовым. Его путь от песенного жанра к сложным полифоническим полотнам естественен и зако­номерен. Есть мысли и чувства, которые, как бы ни была хороша песня, невозможно выразить ее средствами. Запечатлеть их спо­собны лишь развернутые музыкальные формы. Разумеется, об этом Аднан Маккаевич говорит убежденно, не всякой «серьезной» музыке это под силу, а только той, что отмечена глубиной пости­жения проблем современной действительности, тайн человеческо­го духа, серьезностью поисков форм и средств художественной вы­разительности, безукоризненностью вкуса. Выражая свое отно­шение к миру, общественным явлениям и социальным процессам, А. Шахбулатов в последние годы не только воспевает красоту жизни, гармонические начала в ней, но и со всей страстью силь­ной, мужественной личности заставляет думать о значении каж­дого прожитого дня, убеждает в необходимости борьбы за пра­во жить интересно, духовно насыщенно.

В его произведениях симфонического жанра сильно выражено лирико-драматическое начало. В них живет высокий накал чувств. Композитора привлекают образы глубокие, значительные, мятущиеся. Они всегда охвачены поисками смысла жизни, своего места в ней. Обретение счастья для них сопряжено с активными действиями, преодолением зла, а подчас и самого себя. Это во многом объясняет характер музыки А. Шахбулатова, душевно здоровой, эмоционально наполненной. Какими бы драматически­ми ни были испытания, посылаемые судьбой его героям, они вы­ходят из них, сохраняя человеческое достоинство, обнаруживая силу воли и духа.

Подлинной удачей Аднана Шахбулатова в этой области твор­чества стал вокально-симфонический цикл «Из чечено-ингушской народной поэзии». У этого сочинения счастливая судьба. Впервые оно было с успехом исполнено на IV съезде Союза композито­ров РСФСР. С тех пор постоянно звучит в лучших концертных залах Москвы, Ленинграда, Киева. Недавно с ним познакомились слушатели Минска. Скоро запись произведения нашего земляка выпустит Всесоюзная фирма «Мелодия». Известно оно и в Гроз­ном: вокально-симфонический цикл часто передается по респуб­ликанскому радио, его можно услышать в зале Чечено-Ингуш­ской филармонии.

Обратившись к материалу далекого прошлого, композитор создал созвучное нашему времени произведение, гуманистический пафос которого утверждает красоту сегодняшней жизни. Цикл состоит из изящных по форме и глубоких по содержанию ми­ниатюр. Объединенные композиционно в единый сюжет, развива­ющийся с нарастающим драматизмом, они раскрывают различные состояния души горянки, гамму ее чувствований — от радост­ного ожидания встречи с любимым до философских раздумий о краткости человеческой жизни, ее смысле и значении. «Отличи­тельные свойства миниатюр, — писал журнал «Советская музы­ка», — тонкая смена настроений, микроконтрасты внутри отдель­ных частей и между ними, иногда намеченные композитором едва заметными штрихами, четкие жанровые контуры ряда номеров». Психологическая точность и конкретность музыки, усиливая правдивость, жизненность фольклорной поэтической основы, соз­дает образ женщины пленительной красоты и целомудрия, способ­ной глубоко чувствовать и переживать, точно оценивать явления; дает широкое, обобщающее представление о жизни горянок ушед­шей эпохи, их мыслях и чаяниях.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru