Восхождение к творчеству

Горнов А.

Другим нелегким испытанием явилась для М. Цицкиева по­становка комедии «Мой мальчик» С. Чахкиева, ставшего, к слову сказать, большим другом ингушских актеров. На этот раз режис­сер в точном соответствии с драматургическим замыслом создал зрелище, полное сочного, народного юмора, увлекательное, лири­ческое, однако не лишенное сатирических красок. Ансамблю акте­ров, а солировал в нем сам режиссер-постановщик, играя роль от­рицательного персонажа, удалось выразить со сцены волновав­шие мысли автора полно и глубоко — их рассказ о молодом чело­веке, его поисках призвания, жизненного пути получился ярким, убедительным.

— Играю в спектакле с большим удовольствием, — рассказы­вает Айшет Кодзоева, — быть партнером своего наставника в ис­кусстве — большой урок для каждого из нас. Его работа — пример творческого отношения актера к роли. Ведет он ее эмоционально, внутренне азартно, не забывая при этом показать свое отношение к образу, исповедуемой им философии — приспособленчеству, протекционизму, рвачеству. И еще такая деталь: каждое испол­нение актером этой роли — дополнительные штрихи к характеру героя, еще большая убедительность в передаче его мыслей, по­ступков.

В этих словах, произнесенных серьезно и просто, не было и грана преувеличения, желания польстить своему учителю, вызвать его расположение к себе. Взаимоотношения в труппе строятся на ином принципе. С почтением относясь к человеческим достоинст­вам старшего коллеги, воспитанники ревностно    оценивают каждый его шаг в искусстве. Этому учит их сам М. Цицкиев, хорошо понимающий: взаимная требовательность, принципиальность, возможность сказать то, что думаешь, уважение друг к другу соз­дают тот нравственный климат, без ощущения которого невозмож­но творчество.

С сомнениями приступала труппа к работе над пьесой «Мой мальчик». При первом знакомстве многим она показалась шуткой, призванной позабавить зрителя, и только. Немало времени потре­бовалось режиссеру, чтобы избавить молодых артистов от этого предубеждения, помочь им понять: используя непритязательную, доступную для широкого зрителя форму, драматург поднимает в произведении актуальную для республики проблему. Дает бой тем: явлениям, которые мешают нам нормально жить, работать с пол­ной отдачей.

Репетиции проходили бурно, захватывающе. Часто присутст­вовавший на них автор охотно вступал с молодыми в дискуссии. Уточняя некоторые сюжетные коллизии комедии, предлагая но­вые реплики для своих героев, актеры с помощью режиссера и драматурга искали внутренне оправданные мотивировки их по­ступкам, постигали природу конфликта пьесы... Увлеченно рабо­тал вместе со всеми и Цицкиев - актер. В полном соответствии с замыслом Цицкиева - режиссера исполнитель силой своего талан­та переместил роль отрицательного персонажа из периферии сю­жета в его центр, сконцентрировав в ней смысловой и эмоциональ­ный нерв спектакля...

— Бот мы часто говорим, — размышлял М. Цицкиев, — есть средние руководители. Но есть и средняя психология. Носителем ее в спектакле выступает мой герой. Как он внешне респектабе­лен! Уверенные движения, не терпящие возражений интонации. Ну, прямо-таки неприступная крепость. На поверку же Джамбот ока­зывается трусом, все силы души которого сосредоточены на од­ном: как подольше продержаться в кресле руководителя. Рути­нер, он не то, чтобы не верит в инициативу, знания молодых. Джамбот просто боится этой инициативы, верно предугадывая -молодые могут смести его с дороги. Но для того, чтобы поставить Джамбота на место, много сил не надо — смелость нужна...

Следующая ступенька в профессиональном мастерстве режис­сера — спектакль «Выстрел из кремневого ружья» грузинского драматурга О. Иоселиани, дышащий страстным негодованием по отношению к современному мещанству, к тем молодым людям, кто, умея непомерно много потреблять, не умеют и не могут дать что-то взамен окружающим людям.

М. Цицкиеву памятен приезд маститого драматурга в Гроз­ный, беседа с ним, доверительная, товарищеская, после которой он пристальнее взглянул на себя как на художника, призванного сказать людям что-то важное,  необходимое,  проникся  еще большей ответственностью за каждый свой шаг в искусстве, с новой силой почувствовал в себе потребность браться за серьезные темы в творчестве.

Основной конфликт спектакля между профессорским сыном и девушкой Мзаго из далекого горного аула режиссер трактовал как столкновение нравственной чистоты, порядочности и душевно­го разгильдяйства; скромности, безыскусности и эпатирующего позерства; человеческой щедрости, благородства и самовлюблен­ного эгоизма. Выстрел из кремневого ружья, который Мзаго на­правляет в сторону города, — это выстрел в современных моло­дых мещан (отнюдь не только городских), тех, кто, живя за счет средств уважаемых родителей, привык блистать дорогими одеж­дами, но не достоинствами души и сердца...

И все-таки, наверное, было бы заблуждением считать несколь­ко удачных спектаклей главным достижением М. Цицкиева за го­ды работы режиссером ингушской группы. Сам он, сдержанно и скупо рассказывая о первых самостоятельных шагах в режиссуре, меньше всего склонен распространяться о личных заслугах. Спек­такль, по его мнению, — плод усилий всех людей, причастных к его рождению. Поэтому было бы несправедливо относить его ус­пех, если, конечно, он сопутствует спектаклю, лишь на свой счет. Осваивая режиссерскую профессию, М. Цицкиев не только про­верял собственные творческие возможности, но и, памятуя о своем педагогическом предназначении, воспитывал, сплачивал труппу, учил молодых коллег зорче всматриваться в окружающую дейст­вительность, различать ее главные тенденции, развивать в себе способность постигать человеческую жизнь во всем богатстве ее проявлений. Связь между первым и вторым самая непосредствен­ная. Только в спектакле, отмеченном режиссерским умом и во­лей, энергией и фантазией, могут полно и ярко проявиться инди­видуальные способности актера, только в общении с глубоко и современно мыслящим режиссером может он утолить свою жажду деятельности.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru