— Я вот о чем часто говорю своим молодым коллегам, — глаза Магомета Мухтаровича засветились веселыми огоньками, а лицо приобрело сосредоточенность. — Актерская профессия удается только хорошим людям. Здесь ее исток. Поначалу в театре можно и не быть большим мастером — если ты талантлив, трудолюбив, мастерство с годами придет. А вот небольшим человеком быть нельзя. Артист виден всем, на виду его создания, отношение к образам, а значит и морально-нравственные принципы, которых он придерживается, гражданская позиция...
Как талантлив, трудолюбив этот человек, насколько развито в нем чувство ответственности не только за каждый свой шаг в искусстве, но и за творческую судьбу всего коллектива, показали гастроли Чечено-Ингушского театра имени X. Нурадилова в Москве летом 1984 года. Это была первая поездка ингушской труппы s столицу. Первый столь серьезный экзамен на профессиональную зрелость, который предстояло сдать на сцене МХАТа. И поэтому столь велико было желание участников гастролей понравиться москвичам, оставить о себе приятные впечатления. В том, что зрители с благодарным вниманием приняли спектакли коллектива, что о них доброжелательно писали газеты «Правда», «Советская культура», «Комсомольская правда», журналы «Театральная жизнь» и «Театр», есть немалая заслуга и Магомета Цицкиева. Своей собранностью, уверенным профессионализмом, предельным напряжением физических и духовных сил он сумел зажечь в сердцах дебютантов огонь энтузиазма, помогал им преодолевать естественную в такой момент робость, находить для исполнения нужное настроение, краску, утверждал на подмостках дух творчества, вдохновенного порыва...
Три главных роли, сыгранных М. Цицкиевым в гастрольных, спектаклях, сделали его лидером ингушской актерской труппы, принесли широкую известность в столичных театральных кругах.
Спектакль «Ревизор» Н. В. Гоголя, щедро расцвеченный режиссерской фантазией сегодняшнего руководителя ингушской труппы, заслуженного деятеля искусств ЧИАССР, лауреата Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского Руслана Хакишева, пожалуй, стал главным спектаклем в репертуаре труппы. Постановка покорила москвичей живым, во многом неожиданным прочтением всем известного литературного источника, глубиной постижения гоголевской мысли, озорством, изяществом актерского исполнения. Солировал в актерском ансамбле М. Цицкиев (Городничий), задававший темп своим партнерам, учивший их легкости в обращении с комедийным материалом, умению быть верными исторической правде, находить в роли точки соприкосновения с сегодняшней действительностью...
Избрав пластику в качестве основной краски образа, актер в этом спектакле поднимался до высот социальной иронии. С виртуозностью большого мастера раскрывает М. Цицкиев внутреннюю мимикрию своего героя. Умный, сильный и даже не лишенный обаяния плут с помощью таких испытанных средств, как угодничество, подхалимство, взятка, пытается перехитрить мнимого инспектора из Петербурга. И настолько переполняется верноподданническими настроениями, рвением угодить «начальству», что не замечает, как сам остается в дураках...
Вспомним, хотя бы, походку героя — от самоуверенной, тяжелой поступи в начале спектакля до порхающих скольжений на цыпочках при изогнутой спине в финале. Картина потери человеческого достоинства была начертана артистом точно, во всем многоцветий красок различных психологических состояний персонажа.
Журналист Волков из спектакля «Иду в путь мой» А. Проханова и Л. Герчикова — наш современник. Обращение ингушской труппы первой в стране к произведению о революционном Афганистане говорило о ясности мировоззренческой позиции коллектива, его стремлении серьезно говорить о проблемах сегодняшнего положения в мире. И, надо сказать, спектакль в постановке Р. Хакишева, несмотря на некоторую композиционную рыхлость, непроработанность отдельных эпизодов, получился интересным, волнующим своей злободневностью.
Повествование в этом спектакле велось от лица главного героя. Волков — в исполнении ингушского актера — личность значительная, глубокая — как бы цементировал сценическое действие и одновременно с поразительной искренностью раскрывал основную идею постановки— значение интернациональной помощи советских солдат народам древней афганской земли, нерушимую, дружбу народов двух стран.
В спектакле «Когда арба перевернулась» О. Иоселиани Магомет Цицкиев при его импульсивном характере и взрывчатом темпераменте избирает весьма скупой по внешней выразительности рисунок роли. Но каким точным оказалось это самоограничение для понимания сущности образа.
С редкой свежестью исповедовал старый Абаго идеалы добра, ратовал за чистоту и искренность в людских отношениях, с прозорливостью мудрого человека вытравлял из душ своих детей бациллы эгоизма, тщеславия, самодовольства — те пороки, которые порождают нравственные метастазы, губящие весь организм.