Восхождение к творчеству

Горнов А.

Майя Аркадьевна шутит: она с комедией накоротке. И в са­мом деле: сегодня Слуцкая уверенно выступает в спектакле «Рет­ро» А. Галина в роли Дианы Владимировны, женщины тонко ор­ганизованной, душевно отзывчивой. В «Родственниках» Э. Бра­гинского сила актерского искусства превращает ее в бабушку, чье щедрое сердце переполнено желанием видеть вокруг себя только счастливых людей. В водевиле Б. Рацера и В. Константинова «Долгожитель» актриса вновь удивила нас: ее героиня — мещан­ка, пораженная недугом, имя которому накопительство, вещизм.

А чуть раньше М. А. Слуцкая играла в другом комедийном спектакле этих же авторов. Смысловой, нравственный центр «Про­ходного балла» был связан с образом Людмилы Петровны — ма­мы главного героя. В спектакле о Людмиле Петровне говорят, что та, идя к намеченной цели, способна все смять на своем пути. Вер­ная характеристика. Героиню актрисы обуревает идея дать сыну высшее образование. Неважно, желает он этого или нет. Разве его интересы, потребности в счет? По ее мнению, только институт (ка­кой — не имеет значения) может открыть чаду путь к благополу­чию. И с поистине кипучей энергией Людмила Петровна начинает действовать, обивает пороги приемных комиссий, пытаясь узнать, в каком вузе самый маленький конкурс.

— Не часто ли мы уподобляемся таким вот родителям, — размышляет Майя Аркадьевна, — стремимся оградить своих детей от забот и тревог сегодняшнего дня, проторить для них, подчас поступаясь высокими принципами, своим авторитетом, гладкую дорогу в жизни. Ведь самое страшное лишить детей самостоятель­ности, породить в них беспечность, гражданскую инфантильность, иждивенчество — вот что мне бы хотелось выразить этой работой. О чем мечтает актриса?

—  Надеюсь встретиться на сцене с героями Константина Геор­гиевича Паустовского. Паустовский — мой    любимый    писатель. Перечитала недавно его «Колхиду». Книга полна истинного вос­торга перед тем, что может сделать советский человек. И при этом автор не произносит ни одного громкого слова. По-моему, сегод­няшний театр вскоре обратит свой взор на творчество этого писа­теля. О большом, возвышенном он умеет говорить,    прибегая, ка­залось бы, к самым обыденным сюжетам.    Рассказать об этом со сцены будет сложно. Но разве что-то    значительное в искусстве рождается без мук...

В спектакле «Святая святых» молдавского драматурга И. Друце Майя Аркадьевна играла главную женскую роль.

—  Творчество Иона Друце, — говорит М. А. Слуцкая, — это необъятный мир, окунувшись в который,    становишься мудрее, — так сложен и интересен он. По жанру   его пьеса — философская притча, метафоричный язык которой таит немало загадок. Герои произведения — простые люди молдавской   деревни, размышляя о смысле жизни на земле, призывают нас не    созерцать бытие, а активно вмешиваться, обнаруживать свое присутствие в нем. Гу­манистический пафос пьесы, как мне кажется, выражен с предель­ной точностью и лаконичностью    в словах моей    героини Марии: «Живой человек ответственен за все живое.    Иначе   все бессмысленно, сама наша планета, если взять в целом». На каждом спек­такле, я стремлюсь постичь внутренний мир этого персонажа, вы­явить в молдавском национальном характере то, что сближает его с характером советским — умение Марии вмещать в свое сердце заботы всей огромной страны, ее горячее стремление уберечь мир от военной беды, разрушения...

Несколько ролей плюс долгая жизнь в искусстве. Вряд ли все что сыграла Майя Аркадьевна Слуцкая можно объединить в одно целое, из которого легко и удобно извлечь то, что принято назы­вать темой в искусстве. Но какую бы роль не исполняла актриса, она, боясь равнодушия, желает одного — ее искусство должно быть близко людям, они должны понимать ее творчество, чутко откли­каться на слова, произнесенные со сцены.

Шаг к будущему

Помню в мельчайших подробностях одну из прошлых встреч с Илесом Татаевым в поселке северо-осетинских горняков Феокдоне. Поселок этот совсем крошечный, но в среде кинематографис­тов достаточно известный. Главная его достопримечательность — старинные боевые башни. Словно могучие орлы высоко парят они над Феокдоном. Уникальные и, что самое главное, почти не раз­рушенные временем — эти безмолвные свидетели минувшего и по­звали съемочную группу во главе с заслуженным деятелем ис­кусств РСФСР И. В. Татаевым в экспедицию. Здесь было решено снять несколько эпизодов для будущей картины «Горская новелла».

Накануне несколько дней подряд вся группа с надеждой всмат­ривалась в затянутое серым пологом туч небо. Но тщетно: сыпал и сыпал мелкий дождь, кружил ветер. Вынужденное ничегонеде­лание навевало грустные мысли. Особенно мрачным выглядел ре­жиссер — срывался график съемок. Вот почему, когда, наконец, небо заблистало просветленной чистотой, а яркий диск солнца, с любопытством озирающийся вокруг, отправился в путь по своему обычному маршруту, все оживилось и задвигалось на съемочной площадке...

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru