Восхождение к творчеству

Горнов А.

Любимые героини актрисы бунтари по своему духу. Они реши­тельно и самоотверженно отстаивают свое право на самостоя­тельность поступков и мыслей, духовную независимость. Пусть им подчас приходится дорого платить за это право. Они готовы поступиться всем ради «одного глотка свободы». И в этом нет и тени жертвенности или жалкого страдания. Желание сохранить себя как личность, не подчиниться чужой, как правило, злой и жестокой воле, дойти до истины в них сильнее, чем желание пре­бывать в иллюзорно счастливом мире, прекраснодушничать и мол­ча поступаться своими принципами.

Ее Татьяна в спектакле «Враги» — существо хрупкое, чистое, но не рафинированное. Она принадлежала к тому кругу честных русских интеллигентов, которые были способны трезво смотреть на окружающую жизнь, чутко прислушиваться к мощным раска­там истории. Мучительно и настойчиво ищет ее героиня в канун первой русской революции правды, пытается понять, почему об­щество, даже люди, объединенные родственными узами, расколо­лись на два враждующих лагеря.  К какому лагерю примкнуть? Поиски жизненного пути лишили Татьяну покоя, равновесия. Сделать душевную неустроенность героини зримой актрисе помог­ла одна лаконичная находка. Словно желая согреть озябшую ду­шу, Татьяна часто куталась в шаль. Ей было холодно, неуютно в мире хозяев, жадных и трусливых людишек. Она искала выхода из него. И осознать необходимость таких поисков ей помогло ис­кусство, театр, научивший ненавидеть несправедливость, быть честной и порядочной.

Лейди из спектакля «Орфей спускается в ад» прогрессивного американского драматурга Т. Уильямса поначалу совсем непохо­жа на горьковскую Татьяну. Резкая, настороженная, со взгля­дом, строго оценивающим каждого, кто входит в ее лавку, Лейди в начале спектакля предстает фигурой несимпатичной, даже от­талкивающей от себя. В людях (жизнь научила!) она видела прежде всего врагов и потому в любой момент была готова бро­ситься в схватку с тем, кто посмеет посягнуть на ее собственность. Не случайно героиня актрисы никогда не расставалась со связкой ключей, лелея их в руках, словно маленького ребенка.

Переоценка ценностей происходит постепенно. Встреча с ис­кусством, олицетворением которого выступал в спектакле Вэл, бродячий музыкант и певец, вызывает к жизни в Лейди то, что методически и не без успеха вытравлялось в ней долгие годы. Душа, подернутая холодом отчаяния, начинает оттаивать. Лей­ди осознает: все, что окружает ее, ложно, никчемно, пошло. Оно убивает в человеке все самое лучшее и светлое, нивелирует его в угоду буржуазного стереотипа, превращает в крошечный винтик, действующий по строго регламентированной законом денег меха­нике бытия... И Лейди М. Слуцкой пробуждается, готовая бросить вызов «светскому обществу»   американского захолустья...

Случилось так (счастливое совпадение), что сразу же после работы над спектаклем «Орфей спускается в ад», актрисе пред­ставилась возможность сыграть роль Бланш Дюбуа в спектакле «Трамвай «Желание», того же драматурга. Роль, о которой меч­тают многие актрисы, давалась Майе Аркадьевне трудно — так велики были впечатления от исполнения этой роли известными ак­трисами Москвы и Ленинграда.

И вот премьера. Мягкость, деликатность, тонкость — качест­ва, присущие ее творческой манере, М. Слуцкая обнаруживала с первого появления на сцене. Но главное, что импонировало мно­гим, заключалось в другом — актрисе удалось точно передать со­циальную характеристику своей героини, жертвы и одновременно обвинителя капиталистического мира. Все существо ее Бланш, женщины внешне хрупкой и даже беззащитной, буквально клоко­тало от ненависти к пошлости окружающей жизни, цинизму лю­дей, с которым те вершили поступки низкие и недостойные.

Спор между Бланш и мужем сестры Стенли Ковальским вовсе и не походил на спор. Это была самая настоящая схватка не на жизнь, а на смерть. Схлестнулись две жизненные позиции: потре­бительская и поэтическая, возвышенная. Бланш Слуцкой при­ходила в яростное негодование от прущей из Ковальского обы­вательщины, пошлости, плоти. Свои последние и подорванные силы она бросает на борьбу с Ковальским. Силы, увы, оказались слишком неравными...

Истина эта непреложна: актеру театра не столичного, несмот­ря на сетования о незанятости в репертуаре, приходится чуть ли не каждый вечер выходить на сцену. Не представляет исключения и творческая судьба М. А. Слуцкой. Только за последние два-три года актрисе довелось (сама она считает посчастливилось) соз­дать целый калейдоскоп образов. Это разные по возрасту и со­циальному положению люди. Ее героини: высокоинтеллектуаль­ные и простодушные, тонкие, обаятельные и лишенные этих ка­честв, твердо стоящие на ногах и только ищущие место в жизни — всегда нам интересны своей неоднозначностью. В каждой из них — частица души актрисы, ее позиция к их гражданским и ду­шевным устремлениям, размышления о дне сегодняшнем, даже в том случае, если М. А. Слуцкая играет классический репертуар. В комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно прос­тоты»,, например, актриса предстала в образе Турусиной, лицемер­ной святоши, под маской набожности которой скрывается лицо че­ловека опустошенного, бескрылого...

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru