Магомет рисковал! Сознательно. Руслан Наурбиев, сосед М. Цицкиева по комнате общежития, говорил мне со свойственной ему искренностью: «Вы знаете, какой Магомет человек, сколько он для каждого из нас сделал»...
В Ленинграде (там он оказался чуть позже, став аспирантом института) Магомет решительно отказался от роли воспитателя-опекуна. Был он далек и от мысли казаться в глазах ребят этакой ходячей энциклопедией, готовой изрекать в любых ситуациях правильные, но, увы, засушенные, вымученные сентенции.
— Меня не устраивала возможность, — признается Магомет Мухтарович, — приходить к студентам от случая к случаю и оставлять о себе определенное мнение. Чтобы быть с ними поближе — сразу поселился в одном общежитии. В институт всегда ездили вместе. Дорога — это обмен впечатлениями об увиденном, услышанном, прочитанном за прошедший день. Почти каждый вечер устраивали коллективные походы в театр. Стали завсегдатаями музеев и художественных выставок. Пристрастились к чтению. Город, его духовная атмосфера воспитывали нас, заставляли тянуться к прекрасному...
Магомет в Ленинграде был для ребят (об этом они сейчас заявляют в один голос) старшим братом, мнение, слово, совет, замечание которого были авторитетны всегда. И еще учеником. Они постигали азы искусства актерского, он — режиссерского. Открытие бессмертных художественных ценностей города, знакомство со спектаклями Г. А. Товстоногова, творчеством целой плеяды мастеров Большого драматического театра имени А. М. Горького — Е. Копеляна, В. Стржельчика, К. Лаврова, С. Юрского, О. Басилашвили, встречи с Ириной Всеволодовной Мейерхольд и Василием Васильевичем Меркурьевым, учеба у них, постижение творческой лаборатории других корифеев театра имени А. С. Пушкина — сколько нового узнал в Ленинграде Магомет, какие прекрасные чувства испытал, какими впечатлениями запасся.
— Василий Васильевич говорил мне, — Магомет задумался, чему-то улыбнулся, наверное, вспоминая доброе лицо своего учителя, «меркурьевский» прищур глаз, удивительного тембра голос, с хрипотцой, смешинкой, — режиссер должен знать актеров, их характеры, способности, увлечения. Это поможет ему найти ключ к каждому, полнее раскрыть возможности творческой индивидуальности. Время, проведенное в Ленинграде, позволило мне познакомиться с труппой досконально. Что и говорить, все, без исключения, способные, а вот людьми, граждански зрелыми, сознающими, что именно им выпала честь начинать ингушский театр в республике, некоторым предстоит еще стать. В театре важно понять, что труд актера — это постоянный поиск, эксперимент, творческое самодвижение, а не спокойное пребывание в одном счастливо найденном состоянии. Иными словами прежде, чем рассчитывать на внимание публики, надо заслужить его. Своим творчеством, отношением к делу, профессиональному долгу.
Так поступает сам Магомет. Шесть лет являясь режиссером ингушской труппы, он работал увлеченно, неистово, возводя кирпич за кирпичом здание самостоятельного коллектива, строя его репертуар, утверждая эстетические вкусы, художественные принципы. Первый же спектакль «Когда гибнут сыновья», поставленный М. Цицкиевым совместно с Р. Хакишевым по пьесе Г. Русакова и С. Чахкиева, показал: в режиссуру пришел человек, мыслящий глубоко и современно, видящий в театре трибуну, с которой следует нести зрителю идеи добра, справедливости, человечности, гуманизма.
...Холодное, как меч, прикосновение войны нарушило размеренное движение жизни горского аула. Все взрослые мужчины ушли на фронт. А в этой семье вместе с отцом ушел и старший из шести братьев Мажид. Померкло солнце для матери. Как уберечь от беды оставшихся сыновей — эта мысль лишила ее душевного равновесия. И вдруг яркая вспышка радости — на короткую побывку в дом прибывает Мажид. Но недолгим было материнское счастье. К аулу внезапно прорывается враг. Завязывается бой. Мажид, не раздумывая, вступает вместе с отступающими частями Красной Армии в смертельную схватку с фашистами. А братья? Мать их также благословляет на бой за Родину.
Они погибли. Не успев надышаться чистым воздухом гор, окружающих аул. Не успев полюбить прекрасных девушек-односельчанок. Не успев отблагодарить мать за счастье жить на земле. Они успели главное — не дрогнуть в час суровых испытаний, сполна исполнить свой долг перед страной.
Надо заметить: пьеса «Когда гибнут сыновья» однажды уже шла на сцене театра имени X. Нурадилова. Тогда она была прочитана проникновенно, как лирическая драма. Работая над новой редакцией пьесы, начинающий режиссер предложил ввести в сюжет повествования документальную хронику тех лет — он хотел придать личной драме одной семьи масштабность, приподнять ее до высот эпической трагедии. Замысел был удачно воплощен участниками спектакля. Рассказ молодых о войне, суровых испытаниях, открывших в членах большой ингушской семьи замечательные черты советского характера, тревожил память, волновал сердце...