На сход явился Аккинский Жанхот…
(Я.С. Вагапов. Образ одинокого в чечено-ингушских героико-эпических песнях. Известия ЧИНИИИЯЛ. Литературоведение. Грозный, 1968. Т. V. Вып. 3, с. 98).
Сказок, связанных с конем, у вайнахов множество. Известный ингушский писатель Идрис Базоркин в романе «Из тьмы веков» своего героя Калоя рисует прекрасным джигитом, умеющим дрессировать коня. «Калой вспоминал рассказы про богатырей и их богатырских коней и каждый день что-нибудь проделывал с Быстрым (кличка лошади), чтобы тот у него тоже стал необыкновенным.
Он бегал с ним вдогонку, поднимал в стойку, брал себе на плечи, учил ложиться, узнавать свой голос, не давая покоя ни себе, ни жеребенку. Наконец, конь Калоя приобрел на камнях устойчивость тура и ловкость серны». (И. Базоркин. Из тьмы веков. Грозный, 1972, с. 122).
Сегодня, в нашу научно-техническую эпоху, некоторые наши оппоненты говорят: нам не до сказок. С этим нельзя согласиться. Это было бы неразумно и даже бесчеловечно. Нельзя пренебрегать опытом прошлого. Сказка - это опыт человечества. Мы должны беречь ее так же, как бережем памятники старинного зодчества.
В связи с этим следует упрекнуть наших издателей: книжки сказок выпускаются мизерными тиражами и даже без иллюстраций…
Последняя книга – «Чеченские и ингушские сказки», вышла в 1991 году, в ней всего лишь 20 сказок, а тираж – 15 тысяч экземпляров.
Эта и другие книги переизданы, но в них не включены новые сказки. Однако мы с благодарностью отмечаем прекрасную этическую сказку-поэму Билала Саидова «О храбром Сулиме, о мужестве и силе, о жадном Соде и живой воде» («Храбрый Сулим») (Грозный, 1971).
Автор пишет:
Сказки — выдумка,
но, право,
Их народ не зря сберег:
Где для глупого забава —
Там для умного урок.
И заканчивает Билал Саидов сказку назиданием:
Долгих лет вам,
звонких песен.
Ночь за окнами синей,
Смысл сказки всем
известен:
Тот, кто смел, и тот,
кто честен,
Кто всегда с друзьями
вместе,
Тот на свете всех сильней.
Составным, неотъемлемым элементом этического воспитания должно быть чтение, рассказывание, драматизация, слушание, переживание сказок.
Эти рекомендации следует принять во внимание как учителям, так и родителям. Особенно это важно, начиная с 5-летнего возраста ребенка. Мы должны учитывать то обстоятельство, что большинство школьников весьма чутко и эмоционально воспринимает сказки, хорошо запоминает действия и поступки положительных героев, стремится подражать им, - начиная с 3 по 8 класс.
Сказки имеют свой «адрес» и «время»: кому и когда их рассказывать. С точки зрения методики использования этических сказок как средства воспитания в семье, важно учитывать возраст ребенка, содержание сказки и, как отмечено выше, в какое время лучше их рассказывать. Есть сказки «на ночь», сказки-серии (о животных) и т.д. Здесь мы рекомендовали бы рассказать вайнахские сказки: «Чайтонг – сын медведя», «Храбрый Пахтат», «Сын вдовы Жатик», «Честь», «Два друга».
В этих этических «сказках на ночь» не просто традиция - это почти символ духовной близости поколений, когда старые передают малым в доступной для них форме нравственные и духовные ценности, накопленные в многовековой истории вайнахов. Они рассматриваются как средство сплочения семьи, как форма духовного общения взрослых с детьми. То есть, в семьях, где детям рассказывают этические сказки, люди живут вместе, а не проживают рядом. В этом отношении большое внимание заслуживали телевизионные и радиопередачи, которые у нас велись в недавнем прошлом, но, к сожалению, сегодня этого нет. А жаль! Мы все ударились в политику. Забыли, что главная наша обязанность - воспитание детей. И породили культ вещей, спекуляцию (дети с малых лет приучаются торговать), бескультурье в поведении, нездоровую тягу к автомашинам-иномаркам.
Рассматривая этическую сказку как учебник жизни, можно сделать некоторые выводы. Наши дети не могут жить и расти без этого вида фольклора. Этическое значение сказок состоит в их эмоциональной силе воздействия на детей. «Что за прелесть эти сказки! Каждая - поэма!» - восклицал А.С. Пушкин. Этические сказки развивают творческую фантазию детей, прививают им умение и навыки самим определять, где зло, а где добро. Сказки прививают детям самые благородные нравственные качества, ибо сказки - это благородный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, честности; они помогают стать благоразумным.
Очень важно умение рассказать сказку. Здесь большое значение имеет личность сказочника. В силу этого, одна и та же сказка в устах разных повествователей может приобрести существенно различный тон и окраску. Характер человека, его духовный склад, мировоззрение неизбежно отражаются в оттенках передачи смысла сказки.
Главное требование к этическим сказкам - их эмоциональное воздействие. Здесь можно выделить три основных вида и приема доходчивого исполнения, которые могут иметь место при рассказывании сказок. Театрализованная форма предполагает участие в рассказе специально демонстрирующего сказку действия и жестов. В этом случае дети становятся артистами, показывая руками действия, меняя голоса при передаче диалога, внося выразительный жест. Такая форма в прошлом у вайнахов применялась очень широко. Декламационная форма выражается в живой и художественной игре интонациями с применением элементов пения, распеванием стихов-песенок в ходе рассказа. (Эту форму лучше использовать для детей младшего возраста.)