− воспитательного воздействия всех субъектов воспитания на уровне «микросферы'' в масштабах семьи, школы, внешкольных учреждений;
− принципа согласованности, координации и преемственности воздействия со стороны всех субъектов воспитания, обеспечения единства требований в подходе к воспитуемым.
В отдельной воспитательной ситуации, естественно, не всегда возможна реализация всех названных требований. В общей же системе этического воспитания с учетом указанных положений обеспечивается наибольшая эффективность формирования разумных потребностей личности.
Важно всегда помнить, что сущность и значение этика определяются внутренней готовностью одного человека помочь другому и тем, что называется, деликатностью, тактичностью. Другими словами, умением не навязывать своему обществу, оставаясь вежливым, стремление не мешать другим, оставаясь свободным в совершении собственных действий.
Прежде чем вести себя привычно в непривычных условиях, советуем присмотреться к тому, как ведут себя окружающие, какое поведение считают некорректным. Не надо, конечно, ломать себя, подделываясь под чужое поведение. Но ведь и не стоит делать себя посмешищем или невежей в чужих глазах.
Иногда юноши проявляют бесцеремонность и бестактность в отношении девушек и старших.
Сегодня речь подростков засорена языковой скверной. Если дети с малолетства не приучены пользоваться сложнейшим языковым механизмом, речь их примитивна и груба. Неужели мы хотим сегодня воспитывать детей, которые потом, чтобы объясниться с окружающими, будут «безъязыко корчиться»? Людей, которые смогут только в различных комбинациях соединять бранную лексику, не заботясь о том, как их воспримут?..
Наши наблюдения за устной речью молодых наводит на грустные размышления. Речь девушек грубеет, теряет обаяние и привлекательность, нежность и выразительность…
Порой слышишь разговор между молодыми, и становится стыдно за них: такие симпатичные - а речь у них: «Фи… в натуре… черта с два». Или вместо «пошли»-«погнали», «покенали», вместо «покушали» - «похавали», вместо «поспали» - «покимарили». «Здравствуй» - «привет, салют, хелло!». «До свидания» - «бывай, ну давай!». «Парень» - «чувак», «чувачок» и т.д.
Может быть, кое-кто узнает себя в этом речевом портрете? Грубая, жаргонная, вульгарная речь портит любое симпатичное лицо, искажает приятное впечатление от знакомства, отталкивает человека. А если к тому же девушка… бранится, ругается мерзко, непристойно, используя слова, которые и мужчина не всякий произнесет? Тут уж совсем невмоготу. Потому что это, возможно, будущая мать, воспитательница!
Социологи доказали, что маленький ребенок воспринимает преимущественно «материнский язык», то есть то, как мать говорит, каким голосом, с какой интонацией, какие слова. Доказано, что он, еще не родившись, уже в материнской утробе буквально «впитывает» в себя звуки родной речи. А если эта речь - злая, визгливая и даже… матерная? Когда идет по улице молодая «мамаша» и на чем свет стоит бранит несмышленыша, используя лексикон подворотни, то становится попросту страшно! Страшно за малыша, который буквально «с молоком матери» поглощает эту словесную отраву; страшно за мать, к которой возвратятся эти злые слова, усиленные и смачно сдобренные «многоэтажностью», от великовозрастных сына или дочери.
Что же делать? Что противопоставить матерному «валу» в речи подростков и юношей? Прежде всего - устыдиться, поняв, что грязное слово и нечистая мысль выдают человека с головой, дурно характеризуя его. С другой стороны, оглянуться вокруг и увидеть, насколько отвратительны, так сказать, «носители словесной дряни», как пачкают человека речевые нечистоты. А затем - припасть к чистому роднику народной мудрости, к образцам настоящей речевой культуры, к классической литературе.
Вайнахская этика выработала целый ряд правил речевого поведения. У нас говорят: «Доброе слово гору сдвинуло».
На необходимость единства внутренней культуры и внешнего поведения указывал еще В.Г. Белинский: «Не упускайте из вида, - писал он, - ни одной стороны воспитания, говорите детям и об опрятности, о внешней чистоте, о благородстве и достоинстве манер и обращения с людьми; но выводите необходимость всего этого из общего и из высшего источника - не из условий требований общественного звания или сословия, но из высокости человеческого звания; не из условных понятий о приличии, но из вечных понятий о достоинстве человеческом. Внушайте им, что внешняя чистота и изящество должны быть выражением внутренней чистоты и красоты». (Избранные педагогические сочинения. АПН РСФСР, М.-Л., 1948, с. 59).
О культуре человека обычно судят по многим признакам. Однако привычки культурного поведения выражаются прежде всего в уважении к другим людям, вежливости, р опрятности и аккуратности, в культуре разговора, в умении держать себя в общественных местах.
В вопросе формирования этически разумных потребностей большую и неоценимую помощь окажут произведения местных прозаиков и поэтов. К таким мы отнесли бы произведения – «Бож-Али» А. Хамидова, «От эпической песни до эпопей» Ю. Айдаева, «Сокровищница мудрости - путь к счастью» Х.-А. Берсанова, «Башни чести» А. Шайхиева и многие другие, которые мы, кстати, не раз упоминали, цитировали и комментировали в предыдущих беседах. Формированию этически разумных потребностей способствуют и многие мудрые пословицы и поговорки.