Вайнахская этика

Исаев Э.

Жаль, что сейчас упал интерес к прекрасному. Здесь много причин. В общеобразовательных школах в последнее время мало уделяют времени изучению фольклора, техническому творчеству. Но главное - отсутствует для этого материальная база в школах. А ведь эти формы обучения могли бы оказать большую помощь в этическом и эстетическом воспитании юношей и девушек.

Было же у нас высоко развито искусство резьбы по дереву с рельефными узорами! Слава наших ковров и истингов в свое время перешагнула за пределы вайнахского края. Мы славились декоративно-прикладным искусством, возникшим в глубокой древности, связанным с изготовлением необходимых в быту предметов - посуды, домашней утвари, одежды, украшений и т.д. Во всем этом еще до войны вы могли убедиться, побывав в национальном краеведческом музее республики.

Думается, что былое надо возродить, создав школы для одаренных детей в каждом сельском районе и в Грозном. Скажем больше - необходима государственная программа в этом деле.

Этическому воспитанию подрастающего поколения должна помочь и национальная драматургия. Она в последние десятилетия обогатилась прекрасными произведениями местных авторов: А. Хамидова – «Бож-Али», «Абубешар»; И. Базоркина – «Из тьмы веков»: Х. Ошаева – «Закон отцов»: С. Чахкиева – «Когда гибнут сыновья», «Последний подвиг» и др.

Важную роль в этом процессе играет, безусловно, поэзия и художественная проза. Они формируют самые высокие этические идеалы человека. Здесь мы можем адресовать студентов и учащихся к замечательным книгам, изданным в последние годы: А. Шайхиев, «Заповедь» (Москва, 1990); У. Яричев, «Лавина времени» (Грозный, 1990); А. Сулейманов, «Симфония гор» (Грозный, 1977); М. Сулаев, «Иду на зов» (Грозный, 1979); Ю. Айдаев, «Жизнь и слово» (Грозный, 1992) и многим другим.

Важно вовремя вызвать у студентов и учащихся школ разнообразные читательские интересы, связанные с информационно-познавательными, нравственно-этическими и эмоционально-эстетическими мотивами.

Этическое - прекрасно, однако, может оставаться невостребованным, если целенаправленно не формировать способности студента, ученика чувствовать и понимать прекрасное, если не воспитывать умение наслаждаться прекрасным, если по мере сил не участвовать в создании прекрасного.

Мы должны помнить, что прекрасное делает человека добрее, а, следовательно – счастливее.

Сегодня неудовлетворительное положение в нашей культуре связано (помимо последствий войны) с кризисным состоянием экономики. На ее развитие расходуется мизерная часть государственного бюджета. Многие очаги культуры (театры, клубы, кинотеатры, студии детского творчества и т.д.) не функционируют. Большинство же оставшихся, чтобы «не угаснуть» совсем, вместо того, чтобы нести людям высокое и светлое национальное искусство и дарить радость общения с ним, вынуждены заниматься коммерцией. А коммерциализация культуры, как показывает опыт многих стран мира (теперь, к сожалению, и нашей), значительно снижает ее уровень и, как следствие, - духовный уровень народа, замедляет или вовсе прекращает культурный прогресс в обществе, ставя под вопрос саму национальную цивилизацию.

Как следствие указанных причин, резко снизилось социально-экономическое положение работников культуры и искусства. Не случайно из науки, искусства, образования идет интенсивный отток специалистов в другие сферы. То есть продолжает разрушаться генофонд национальной культуры: умирают, так и не появившись на свет, новые творческие школы и личности, обезглавлены художественные коллективы. Отданы под коммерческие структуры десятки репетиционных залов и мастерских.

Деятели науки, искусства, образования выражают глубокую обеспокоенность наступлением в республике рыночных отношений в сфере культуры. И нетрудно объяснить, что никакая культура не может существовать в условиях рынка без поддержки государства, пожертвовании частных фирм, без создания специальных фондов. Без этого все более разрастающийся духовный вакуум неизбежно и впредь будет заполняться суррогатами культуры или, того хуже, - пьянством, азартными играми, хулиганством и т.п.

Проблема защиты и сохранения прошлого, вобравшего в себя общечеловеческие ценности - проблема общенациональная.

Недостатками в росте духовной культуры можно считать и «маршевую» систему воспитания, когда ребенок поглощается коллективом, в котором теряются его склонности, стремления, нивелируется индивидуальность. Такая система способна породить «винтика», механического исполнителя, но не творца, не личность.

Общение с литературой, искусством (театрами, музеями и т.п.) затруднено по самым разным причинам. Это и хронический дефицит самых необходимых книг, и удаленность культурных учреждений, и ограниченность доступа в театры и концертные залы, представляющие наибольший интерес, а также низкий культурный уровень и неразвитость духовных потребностей некоторой части населения.

Как известно, нет культуры - нет и нормального человеческого общежития. Многие десятилетия у нас недооценивали эту сферу жизни, и вот сейчас возникают такие «модели» поведения, как «преступные толпы», «дикие орды», бесчинствующие на улицах, наркомания, террор подростковых стай, рост многообразных форм преступности. Все это свидетельствует о биологизации человека, утрате духовности.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru