Еще в 1865 году известный русский ученый и историк Н. Семенов, говоря об этике физического воспитания в семьях чеченцев и ингушей, писал: «Горец должен быть сильным, отважным, ловким. Уметь рубить не топором, а шашкой, уметь стрелять метко и скакать на коне сквозь непроходимую чащу своих девственных лесов и прятаться в них от врагов. Все воспитание горцев этому и подчинено». (И. Семенов. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. Тбилиси. 1865. с. 42).
Забота о здоровье ребенка и его нормальном физическом развитии, воспитание выносливости, ловкости, сноровки - все это всегда было предметом неустанной заботы вайнахов.
Не имея спортивных снарядов и специальных помещений, они организовывали детские игры, широко применяли национальные виды борьбы. Вайнахи имели хорошее представление о функциях человеческого организма, о факторах физического развития. К примеру, в армии имама Шамиля физической закалке придавали особое значение, сам же Шамиль в этом отношении был образцом.
Многие афоризмы того периода рассматривают здоровье как неповторимое благо для человека. Вайнахи говорили: «Богатство человека - это здоровье». Из глубины веков до наших дней дошло вайнахское правило, когда, встречая гостя или же при встрече на улице, спрашивали: «Как ваше здоровье, здоровье близких?». Чеченцы и ингуши утешают друг друга словами: «Было бы здоровье, а богатство можно заработать».
Вот что пишет доктор исторических наук профессор Ибрагим Алироев об этике физического воспитания в семье: «Вайнахи знали множество игр, подчас довольно интересных. Наиболее распространенными из них были:
− туьштуьппалг - игра в лунки, заключающаяся в искусстве загнать мяч в лунку;
− молларех ловзар - игра в прятки наподобие русской, только «пятнают» не стенку или дерево, а найденного человека;
− галмажмех ловзар - национальная вайнахская игра наподобие игры в чижика;
− гибарех ловзар - национальная игра, буквально: «игра ношения на спине»;
− бIаарех ловзар - игра в орехи, заключающаяся в том, что по жребию один игрок начинает бить орехом по орехам своих товарищей, разбитый орех становится трофеем;
− хIоьех ловзар - игра в яйца, аналогична игре бIаарех ловзар;
− авгуолкерчор - катание шара;
− кабакхар - национальная игра, заключающаяся в
редком искусстве всадника на скаку вытащить закопанного в землю по рога кочкаря, и многие другие.
Понятия, связанные с игрой:
− туш - городок в детских играх, ямка, лунка (инг.: кулла);
− гала - городки, рюхи (инг.: таьлг);
− авгуол - глиняный или деревянный шарик в детских играх (инг.: бурдолг);
− чоь - городок при игре в лапту.
Одна из древнейших игр вайнахов - толкание камней. Часто снарядом служила круглая плита с обитыми краями в форме диска и просто камни, вес которых достигал иногда более десяти килограммов.
Своеобразной была и игра с волчком - даьндарг (инг.: маркъилг). Играли обычно на длительность вращения волчка, а также, разделяясь на две команды, загоняли бичами крутящийся волчок в ворота противника или в особые кружки.
Во многих селах мастера изготовляли из рогов довольно красивые волчки, которые часто заливали свинцом, украшали различными рисунками, образующими при вращении волчка красивейшие орнаменты.
Играли в волчка чаще зимой - на льду, вращали его, подгоняя кнутом.
На Северном Кавказе только у вайнахов встречались волейбольные, баскетбольные мячи, представлявшие собой бычий пузырь, надутый воздухом и обтянутый обычно козлиной кожей. Кроме того, были и обыкновенные тряпочные, шерстяные и деревянные мячи - буьрка - для игр в лапту и др.» (И. Алироев. История и культура чеченцев и ингушей. Грозный. ГРИК «Ичкерия», 1994, с. 178-180).
Народ не только знал факторы физического воспитания, но и разработал ряд разумных этических норм лечения. В семьях было принято с малых лет приучать детей ходить босиком. О народных целителях того времени из Курчалоя и других сел ходили целые легенды. Они были прекрасными травматологами. В каждом селе имелись представители народной медицины. В нашем крае широко пользовались лекарственными травами, заботились о применении профилактических мер для предупреждения болезней.
Было известно и о влиянии питания на здоровье человека. В семье этому вопросу придавалось особое значение. Хорошо об этом рассказал в своем исследовательском фильме «Долгожители» кандидат медицинских наук Барон Киндаров. Кстати, этот фильм был закуплен многими зарубежными странами. И не случайно наш край называется страной долгожителей.
В чем секрет этого феномена?
А вот в чем. Дети в семье вайнахов приучаются и приобщаются к физическому труду, и эта угодная Богу и обществу привычка сохраняется до конца жизни. Второе, не менее важное условие, - умеренная пища. В архивах до 1944 года вы не найдете фактов массового заболевания туберкулезом и злокачественными болезнями. И эта тайна проста: в пище вайнахов обязательно присутствовали чеснок, мед, сыр, черемша, крапива. О громадной пользе перечисленных продуктов питания в печати сообщается часто и довольно обстоятельно.