Нормативная этика отрицательно относилась к любой форме тунеядства, лени, спекуляции, воровству, грабежу, мошенничеству и т.п. Легенды и предания, песни и сказки, пословицы и поговорки вайнахского народа полны ярких образов, метких определений, направленных своим острием в область этих презренных черт общества.
В одной притче говорится, что однажды несколько любителей поживиться за чужой счет собрались угнать из далекого аула лошадей. К ним присоединился и один бедный горец. Он продал свою единственную корову и купил ружье в надежде поправить материальное положение. Совершив набег, они сумели угнать лошадей, но затем были настигнуты погоней. В завязавшейся перестрелке конокрад-новичок, раненный в голову, упал наземь. Один из подъехавших товарищей, увидев рану, спросил: «Не задеты ли пулей мозги?». Услышав такой вопрос, пришедший в себя горец со стоном ответил: «Нет, мозги не задеты. По той причине, что их у меня вовсе нет. Если бы у меня в голове были мозги, разве, продав последнюю корову и купив за вырученные деньги ружье, я отправился бы с вами, бездельниками, на это дурацкое дело?».
Или вот другая притча. Однажды некий отец, призвав сына, вручил ему 1 рубль и сказал: «Иди и брось его в реку». Сын тотчас исполнил сказанное. В другой раз отец дал сыну 10 рублей и предложил их тоже бросить в реку. Сын поступил так же, как и в первый раз. Через некоторое время отец дал сыну 100 рублей с тем же наказом. Сын, не моргнув глазом, послушно выполнил волю отца и на этот раз. Отец устроил сына на работу. Сын стал зарабатывать деньги собственным трудом. Первый же заработанный рубль он принес отцу, чтоб обрадовать его, но отец предложил и этот рубль выбросить в реку. Сын возмутился: «Как, отец, выбросить? Ведь я его заработал с таким трудом!». Отец на это ответил: «Те 111 рублей, которые ты выбросил в реку без тени смущения, сынок, и мне приходилось зарабатывать с таким же трудом». Так сын узнал цену трудовым деньгам - собственным трудом заработанным!
Вайнахская этика требует от взрослых бережного отношения к детям и к их труду. К сожалению, приходится порой встречаться с обратным, когда старшие допускают высокомерное отношение к младшим, к их интересам. Подобное положение нетерпимо. Разве мы не являемся свидетелями тому, когда юношам и девушкам навязываются и выбор профессии, и место учебы, даже не спрашивая их желаний, чаще всего настаивая на однозначном требовании: идти на такой-то или такой-то, чаще всего медицинский или юридический, факультет. Да, нам нужны и медики, и юристы. Но сегодня больше всего и в первую очередь нужны нефтяники и люди, имеющие рабочие профессии.
Эти и подобные факты говорят о том, что многие родители забывают о былых традициях этики трудового воспитания детей. Хуже того, можно услышать и такие рассуждения: "Зачем учиться, когда и без образования можно легко и беззаботно прожить?". Только благодаря образованию, высочайшим достижениям науки, США и Япония вышли в мире на первые места по всем почти важнейшим показателям, да еще и «прикупают» ученых специалистов со стороны!
Без своевременного образования полноценной и достойной личности не вырастить. У нас должны создаваться все условия для формирования молодого человека высокого интеллектуального, нравственного, этического, эстетического и физического уровня развития. Только тогда мы сможем повысить интеллектуальный потенциал нашей республики, усилить влияние гуманистических идей и поднять престиж духовных ценностей. Изучение истории, литературы, родного языка, этики, занятия различными видами искусства должны помочь молодому поколению глубже проникнуть в духовный мир народа, понять истоки культуры, стать продолжателем прогрессивных национальных традиций и обычаев.
Вайнахи, хотя долгие годы и были лишены возможности получать достаточное образование, в глубине своего сознания хранили огромное желание ко всеобщему просвещению, к наукам.
Приведем пример опять из нашей истории, заимствованный нами из газеты «Республика» (2 ноября, 1991): «В первой половине XIX века среди чеченцев продолжали бытовать специальные школы для обучения мальчиков, особенно по вопросам трудовых навыков. Детей отдавали сюда в десятилетнем возрасте сроком на пять лет. Дети в таких школах общались со своими родителями, но постоянно жили у учителя. Человек, достигший 60-65-летнего возраста, отличавшийся мудростью и, видимо, физически развитый, мог быть учителем. Он учил мальчиков счету, умению определять направление пути по звездному небу. Если мальчик в чем-то провинился, его могли наказать так: брали десять прутьев, из которых семь ломались от ударов, а остальными перевязывали его и оставляли на несколько дней.
За время обучения ученикам зимой полагалось побывать в горах, имея при себе веревку, ножичек, огниво.
Или такое сложное испытание: ребят бросали в глубокую яму, откуда они должны были по полету узнавать птиц, по звуку - приближающегося зверя. По следам надлежало определить животных - какой зверь прошел, был ли он голоден, медленно двигался или быстро. А в первую очередь, о человеке полагалось знать все: вооружен ли он был, когда проходил здесь, в каком настроении находился. Имелись специальные физические упражнения, достаточно сложные. Считалось признаком мастерства достать из гнезда голубя, не испугав его.