Вайнахская этика

Исаев Э.

Поведение родителей А.С. Макаренко рассматривал как самый решающий фактор в воспитании детей. Сущность воспитательной работы, говорил он, заключается не столько в разговорах с ребенком наедине, сколько в организации семейной жизни, в поведении родителей.

Семейный кодекс этического воспитания требует применения и таких форм, как поощрение и наказание.

В поощрении находит выражение одобрение, положительная оценка хорошего поведения ребенка, его правильных поступков и действий. Наказанием же осуждаются те или иные отрицательные поступки и действия детей. Следовательно, поощрение и наказание направлены на оценку этического поведения, на закрепление положительных и устранение отрицательных поступков и действий ребенка. Поэтому они являются весьма эффективным и действенным средством воздействия на детей.

Особенно велика этическая роль поощрения. Одобрительная оценка поведения, выраженная в форме поощрения, обычно служит для ребенка проверкой правильности его поступков и действий. Умелое применение поощрения повышает у него уверенность в своих силах. Вовремя поддержанное при помощи поощрения стремление к лучшему даже у недисциплинированного ребенка иногда может дать гораздо больший эффект, чем применение всех других мер этического воздействия.

Наряду с убеждением и поощрением, семья должна применять также и меры наказания.

Любить и уважать детей - это не значит баловать и доставлять им постоянно удовольствия. Любовь к детям должна всегда сочетаться с высокой требовательностью к ним. А требовательность предполагает применение различных мер наказания. Возражая против встречающегося мнения, будто наказание всегда воспитывает раба, А.С. Макаренко указывал, что безнаказанность обычно воспитывает хулигана. Следовательно, наказание, как и поощрение, является весьма важной формой этического воздействия воспитательной среды на ребенка. При этом следует иметь ввиду, что в применении наказания по отношению к школьникам школа и семья должны выступать согласованно.

Первичной и наиболее распространенной мерой наказания детей в семье является замечание родителей или других членов семьи. Оно обычно может быть выражено в форме порицания, указания недопустимости тех или иных поступков или в форме предупреждения. Делая замечания, нужно требовать от детей, чтобы они исправили допущенные ошибки и не повторяли их, улучшили свое поведение.

Делать замечания нужно немногословно, но в то же время резко осудить отрицательный поступок детей и высказать свое возмущение их поведением. Однако замечания со стороны родителей не должны принимать форму грубых окриков или ругани. Не следует также без конца «пилить» ребенка, ворчать на него по каждому поводу. Надо объяснить детям, почему их поведение вас не удовлетворяет, и выразить надежду на исправление. После замечания не следует сразу же обласкивать их. Своим отношением нужно показать, что плохие поступки детей огорчают и возмущают родителей. Ни в коем случае не следует наказывать детей лишением пищи. Нельзя также наказывать детей трудом.

Иногда в отдельных семьях, к сожалению, еще применяются физические наказания детей. Порка или подзатыльники - это унижение достоинства не только наказуемого, но и наказывающего. Родители, применяющие в семье подобные «ременные методы», причиняют большой вред делу этического воспитания детей. Вместе с тем они обнаруживают полное свое бессилие в этом деле. Ведь гораздо легче побить ребенка, чем доказать, что его поступок нехорош и убедить его в том, что так поступать не следует.

Еще раз сошлемся на А.С. Макаренко, который говорил, что он «…не видел ни одной семьи, где физическое наказание приносило бы пользу. Ударить мальчугана в 12-13 лет - это значит показать свое полное бессилие перед ним. Это значит, может быть, навсегда разорвать с ним хорошие отношения». (Указ. работа, с. 235).

Николай Краснов в стихотворении «Юноше, вступающему в жизнь» (газ. «Заветы Ильича», 1 июля 1986 года) словами родителей обращается к молодежи:

Вот и осталось

детство за плечами.

И хоть идет к концу

двадцатый век,

Ты должен трудный

выдержать экзамен -

Ты за него в ответе,

человек!

Ты не один,

ты лишь один из многих

Перед тобой открыты

все пути.

Как широки

и как светлы дороги!

Какую выбрать,

по какой идти?

Иди по той,

что сердце подсказало,

Что поведет тебя

вперед и ввысь.

На самых горьких,

трудных перевалах

Не оробей,

не струсь.

не оступись.

У жизни и путей,

и судеб много.

Порой она

чертовски нелегка.

Но — не сверни,

иди со всеми в ногу

До самого последнего

звонка.

Всегда открытым,

добрым будь и

честным,

Достойным уваженья

и любви.

Непримиримым

к подлости и лести,

И никогда

душою не криви.

Пускай удача

сердце не остудит –

Переступи
запретную черту,
Бери за высотою
высоту
-

И мир тебя за это
не осудит.
Куда б ни повела
дорога жизни.
По времени сверяй
свои шаги,
Люби, как мать,
великую Отчизну
И как зеницу ока
береги,

И помни: в жизни
след оставить важно.
Чтоб люди оценили
этот след
И о тебе сказали
хоть однажды;
«Его дела
лучат добро и свет!».

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru