Вайнахская этика

Исаев Э.

Русский офицер, майор Кавказской армии Властов в своей статье «Война в Большой Чечне» упоминает о старике-чеченце Зауре, славившемся знанием старинных этических преданий. От этого старика он записал несколько преданий о происхождении, расселении, быте и этике чеченцев и ингушей в далеком прошлом.

Вайнахи всегда прославляли такие нравственные качества, как преданность своему народу, Родине, героизм, честность. Вместе с тем, резко осуждали зависть, трусость, высокомерие, бахвальство и другие пороки. Любовь к родине, своему народу - неотъемлемое качество человека. В фольклорных песнях Уддин Эди из селения Гехи воспевал этические качества вайнахов в песнях «Старый дада», «Мадин Жамирза», «Зайтан Шихмирза» и др. И сегодня старожилы нашего края помнят эти песни. Идеи патриотизма, любви к родной земле, нравственные качества человека с потрясающей силой выразил илланча (ашуг) Бауддин Сулейманов в песне о доблестном сыне чеченского народа Ханпаше Нурадилове:

Когда в горных теснинах

потревожат львят,
Горный лев ревом горы

потрясает…
Он был отважным из

отважных,
Он был рожден

прославить славу

Отчизны…
…Суровый бой — игрой

веселой он считал,
Когда смерть ему

руку протянула, не
дрогнул он,

Взрыва земли не

страшился он,
Не было в мире грозы,

что могла вселить в него боязнь…

(Сб. «Чеченский фольклор». Грозный, 1959, с. 25-26).

Такой же нравственный характер несут и другие произведения, исполнявшиеся Сулеймановым. Так, в шуточной песне «Юнус Храброе Сердце» он высмеивает молодого лодыря, труса и глупца. К сожалению, творчество певца и сказителя до сего дня не изучено. А ведь это могло бы принести большую пользу в нравственном воспитании в семье, а учителю дало бы материал для практической работы. Жаль, что уже нет среди нас этого замечательного человека (Бауддин Сулейманов умер в 1961 году в возрасте 60 лет).

Чеченская пословица гласит: «Долг - это первое, что нужно человеку, если он хочет быть сильным, храбрым и уважаемым». Поэтому вайнахи всегда стремились, чтобы воспитание, труд, учеба, общение со взрослыми и сверстниками формировали у ребенка чувство доброты. Делать людям добро, уважать их - важнейшая нравственная заповедь чеченцев и ингушей. Эти черты хорошо описаны у лучшей нашей сказительницы - Балкан Анзоровой в произведениях: «К молодежи», «Гучигов Али», «Теперь мы живем» и др.

Требования семейного кодекса - правдивость и честность - основа народного идеала нравственности. Весьма образно эту идею выразил Ибрагим Батаев. Будучи одним из лучших народных сказителей, Ибрагим обладал богатой памятью. Он исполнял старинные песни – «Единый сын матери», «Хачука без брата», «Зелимхан» и другие.

Горцы глубоко чтили в молодых людях и такие этические черты, как храбрость и бесстрашие. В семьях принято было рассказывать детям легенды, притчи, сказки, восхваляющие героизм и храбрость.

Интересна, с точки зрения этикета, песня о благородном олене:

Там, где льется в скалах ледяной родник.
Он смочит влагой высохший язык.
Вниз на дно ущелий сходит каждый день,
Поводя ушами, воду пьет олень,
Пьет, не напиваясь, никогда не спит:
Чуть отяжелеешь ~ враг подсторожит.
Чуток, осторожен, смотрит он кругом,

После лижет тело тонким языком,

Точит долго-долго о скалу рога,

Бьет нетерпеливо по камням нога.

И, рога закинув, бросившись вперед,

Он призывно ланям издали ревет.

Нет ему ответа. Он один…Джигит!

Так и ты любовью никогда не сыт.

Или песнь абрека, этого кавказского отшельника-оптимиста:

Ты, горячая пуля, смерть носишь с собой,

Но не ты ли была моей верной рабой ?

Земля черная, ты ли покроешь меня?

Не тебя ли топтал я ногами коня ?

Холодна ты, о смерть, даже смерть храбреца,

Но я был властелином твоим до конца.

Свое тело в добычу земле отдаю,

Но зато небеса примут душу мою.

(И.Ю. Алироев. История и культура чеченцев и ингушей. Грозный. ГРИК «Ичкерия», 1994, с. 194).

В своей поэме «Беглец» М.Ю. Лермонтов пишет, что погибли на поле брани отец и его сыновья. Гарун, самый младший из них, оставил поле битвы, «где кровь черкесская текла», и «бежал быстрей, чем заяц от орла». Он достигает одного аула и идет к другу.

«Что нового?» спросил

Селим,
Подняв слабеющие

вежды,
И взор блеснул огнем

надежды!..
И он привстал, и кровь

бойца
Вновь разыгралась в час

 конца.

Услышав горькую и постыдную для горца правду, лучший друг Гаруна, если помните, говорит:

«Ступай достоин ты

презренья,

Ни крова,

ни благословенья

Здесь у меня для труса

нет!»

Презираемый и гонимый, Гарун приходит к порогу отчего дома и просит родную мать принять его. Но и она встречает его жалобную мольбу с негодованием:

«Молчи, молчи! Гяур

лукавый,
Ты умереть не мог

со славой,
Так удались, живи один.
Твоим стыдом, беглец

свободы,
Не омрачу я старые годы,
Ты раб и трус
и мне не сын!»

Как бы дополняя сказанное М.Ю. Лермонтовым, наш современник ингушский поэт Салман Озиев в стихотворении «Имя человека» отмечает:

Имя героя на камне чеканится.
Имени труса
-
Ни слава, ни чести.
Доблестно павший
-
В живущих останется,
Мелко дрожавший -
Исчезнет без вести.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru