Вайнахская этика

Исаев Э.

Семейный кодекс - это мораль, формирующая и утверждающая принципы жизни, выработанные народом на протяжении многовековой борьбы с социальным гнетом и пороками. И стержнем его являются требования, предъявляемые членам семьи, особенно родителям за воспитание подрастающего поколения, о чем мы в той или иной форме уже говорили ранее.

Вайнахи говорят: «Хорошо поступил - себе польза, плохо поступил - себе вред». От своих предков и сегодня сохранили чеченцы и ингуши нормы семейного кодекса, где говорится: «Не стремись жить долго, а стремись жить достойно», «У героя есть мужество и долг, а у труса ничего, кроме желания сохранить жизнь», «Герой приобретает один из двух домов: или на поле сражения, или в родном ауле», и т.д.

И пусть это не покажется нескромным, но вайнахи изначально отличались высокой этической нравственностью, порядочностью и благородством. Каждая семья вырабатывала целый свод семейного кодекса по воспитанию ребенка. Любопытны свидетельства людей разных профессий, соприкасавшихся с вайнахами в прошлом и высоко отзывавшихся об этих нормах и качествах. Так, Л.Н. Толстой пришел к выводу, что моральные кодексы, фольклор, предания и легенды вайнахов восхваляют родителей, воспитавших достойных сыновей.

К. Белевич, служивший в 40-х годах XIX в. на Кавказе и участвовавший в войне с Шамилем, написал поэму «Чеченец Берсан», в которой устами народного певца повествует о нравственном кодексе вайнахов.

Царский офицер, так же служивший в Чечне, Н. Семенов подробно описывает, как в чеченских и ингушских семьях воспитывают детей, как в песнях прославляются герои, борцы и освободители. И все это он связывает с ролью родителей, воспитавших этих героев.

А профессор Л.П. Семенов писал: «Подлинная чечено-ингушская поэзия отличается необыкновенной силой, мягкостью и образностью языка, отражающего неукротимую и пылкую душу горца». (Семенов Л. П. Ингушская и чеченская словесность. «Известия Ингушского НИИ краеведения». Владикавказ.  1928, вып. 1, с. 249). Автор отмечает, что в поэзии наших писателей значительное место отводилось этике семейного воспитания.

Другой русский историк, А.П. Ипполитов, в 1868 году отмечал, что в песнях чеченцы умеют передавать сочувственные слова, восхвалять народных героев, которые строго выполняют требования семейного кодекса. Пример тому – песня-илли о Хамзате Гехинском, использованная Л.Н. Толстым в повести «Хаджи-Мурат».

В те далекие годы чеченцы и ингуши широко использовали в разработке семейного кодекса фольклор, легенды, илли, пословицы и поговорки. О роли фольклора в развитии письменной литературы и воспитании через него своего народа очень хорошо сказал М. Горький на 1 съезде советских писателей в 1934 году: «Но я обращаюсь с дружеским советом, который можно понять и как просьбу, к представителям национальностей Кавказа и Средней Азии…Соберите ваш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его. Он очень много дает материала и вам и нам, поэтам и прозаикам Союза. Чем лучше мы будем знать о прошлом, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего». (М. Горький. О литературе. М., 1953, с. 729). Вряд ли можно возразить писателю!

Действительно, богат наш фольклор, несущий в себе многие принципы этического воспитания, особенно в семье.

В произведениях Умалата Лаудаева встретишь, к примеру, целый свод этических норм, которые являются ничем иным, как подлинным моральным кодексом. Этнограф - чеченец У. Лаудаев в своем труде «Чеченское племя» сумел это аргументировано доказать.

Нравственные нормы семьи обогащались по содержанию, сфера их действия распространялась на самые различные стороны бытия человека. Нравственный кодекс семьи - это закон развития новых форм быта и отношений в семье. Он во все времена предъявлял, предъявляет и сегодня все более высокие моральные  требования к родителям в этическом воспитании детей.

Нравственный кодекс этого воспитания складывался веками, он передавался из поколения в поколение как дань ушедших поколений новому потомству.

Чеченцы и ингуши высоко ценили и ценят сегодня настоящую дружбу. Это высокое и благородное качество они старательно передавали своим детям. Вайнахи говорят: «Лучше сосед поблизости, чем родич вдали», «Коня познаешь в дороге, а молодца - вне дома», «Человек без друзей - что дерево без корней» и т.д.

В эпических песнях часто упоминаются герои, которые совершают подвиги, чтят честь и славу своего народа. Наиболее часто встречаем мы имена Бейбулата Таймиева (из Майртупа), Джамарзи Мадиева (из Чечен-Аула), Темирко Ахаева (из Гехи), Зелимхана Харачоевского (из Харачоя) и др.

Многие из них известны как исторические личности, как, скажем, Бейбулат Таймиев (ныне бывшая ул. Дзержинского в столице носит его имя), которого в 1829 году А.С. Пушкин встречал в Арзруме, в штаб-квартире генерала Паскевича, куда Бейбулат прибыл вместе с двумя чеченскими старшинами. «Славный Бейбулат, гроза Кавказа, - писал о нем поэт, - приезжал в Арзрум с двумя старшинами черкесских селений, возмутившихся во время последних войн. Они обедали у графа Паскевича. Бейбулат мужчина лет тридцати пяти, малорослый, широкоплечий. Он по-русски не говорит или притворяется, что не говорит. Приезд его в Арзрум меня очень обрадовал: он был мне уже порукой в безопасном переезде через горы в Кабарду». (А.С. Пушкин. Собр. соч. М., 1969, с. 457).

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru