Вайнахская этика

Исаев Э.

И все же художественных произведений на этическую тематику у нас еще не достаточно. Нам не хватает детских театральных постановок и фильмов, сказок и пословиц, песен и публицистических статей, не говоря уж о специальных учебниках и пособиях. Все это надо создавать, приобретать, накапливать. Если мы хотим иметь достойную смену, то откладывать это «на потом» нельзя ни в коем случае. Во имя детей - не надо ничего жалеть!

Художники  слова должны  рассматривать  проблемы этического воспитания в семье с нравственно-религиозных позиций.  В их произведениях доброта человека должна быть связана с его благородством. Призывая молодежь к правдивости, честности, трудолюбию, доброте, любви к народу, просветители обязаны остерегать ее от опрометчивых поступков, резко осуждать людские пороки. Наконец, следует больше внимания уделять проблемам «отцов и детей», привитию молодежи чувства уважения к старшим, заострять внимание на важности личного примера родителей в деле этического воспитания детей. Еще раз хочется напомнить, что нравственное здоровье семьи во многом зависит от отношения родителей к детям. Здесь, помимо заинтересованности, важно соблюдать гармонию - быть требовательным и ласковым, доверительным и внимательным. И всегда держать в узде свои нервы в обращении с детьми. Тонкая наблюдательность и тактическая гибкость в деле воспитания - это в первую очередь необходимые для родителей качества. Надо помнить, что особые проблемы возникают у родителей с детьми в возрасте 13-17 лет. «Им ничего нельзя объяснить!», «Они все знают лучше нас…», «Они не хотят прислушаться к нашему мнению!» - такие сетования нередко можно услышать от родителей, потерявших контакт со своими детьми. Утрата контакта - это самое серьезное упущение в семейном воспитании.

Благоприятная нравственная атмосфера в семье, семейное счастье - это не лотерейный выигрыш, не случайная удача, но результат настойчивых усилий родителей по утверждению в повседневной жизни высоких ценностей гуманистической морали - свободы, равенства, уважения к человеческому достоинству, социальной активности и доброты. В готовности и способности выполнить этот долг выражается мера нравственной зрелости.

Значительную роль в формировании правильного понимания этического долга в семье играет общественное мнение. Оценки общественного мнения служат надежным сигналом того, правильно или неправильно мы понимаем свой долг перед детьми.

Общество призвано воспитывать у родителей высокую ответственность, учитывая, что ответственный человек -хозяин своим словам и действиям. То есть оценивается его нравственность и гражданские обязанности, мера совести. Совесть, как категория нравственная, служит нам судьей во всех наших делах и поступках.

В древности вайнахи говорили молодым родителям: «Хотите подарить ребенку счастье - подарите ему пять качеств характера». На первое место мудрецы всегда ставили трудолюбие. Трудолюбие - это и готовность сделать любую работу наилучшим образом.

Вторая значимая черта - общительность. Общительный человек не только сам открыт, но и других хорошо «чувствует» - по их настроению, взгляду. Он легче других переносит и обиды, и невзгоды.

Очень важно быть в жизни еще и щедрым, (но - не расточительным). Щедрость - это умение делиться не только тем, что имеешь, но и тем, что знаешь …

А как высоко ценились и ценятся такие проявления высокой нравственности, как честность и чуткость! Это тоже слагаемые счастья.

И еще - о том, что свято для нас всегда.

К святому Пророку (да благословит его Аллах!) однажды подошел человек и спросил:

−  О Посланник Аллаха! Из всех людей с кем у меня должны быть наилучшие отношения?

Пророк ответил:

−  С твоей матерью.

Человек спросил второй раз:

−  А с кем потом?

−  Опять с твоей матерью.

Человек спросил и в третий раз:

−  С кем же потом?

−  Опять с твоей матерью, был ответ.

Человек спросил еще раз:

−  Ну, а потом с кем? Пророк ответил:

−  С твоим отцом!

Согласно другой версии, этот человек спросил:

- О Пророк Аллаха! Кто заслуживает наилучшего отношения?

Пророк ответил:

- Твоя мать, потом опять же твоя мать, затем твой отец, а потом следующий из твоих родственников.

Народ, как свидетельствуют приведенные выше источники, признает и уважает мать и отца как первых этических воспитателей, высоко оценивает подвиг материнства, призывает со священной любовью относиться к матери, подчеркивает неизменную роль отца в семье, указывает на важность его личного примера в этическом воспитании детей, призывает к разумной родительской любви, напоминает детям об их долге перед родителями, особенно престарелыми, призывает к взаимопониманию между родителями и детьми.

Плохо, что такие прописные истины порой забываются, нарушаются как взрослыми, так и молодыми. Возродить все это, умножить - значит возродить гордость нации, когда в семье вайнахов были согласие и мир, почет и уважение.

3. Сущность этического воспитания детей в семье

Главное, сын мой,
что ты Человек,
Так говорю,
не хваля.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru