Этический вывод из этой песни прост и поучителен: достоинство человека определяется не богатством, а утверждается поступками, имеет морально-нравственный смысл.
То же самое можно сказать и о песне-илли о Хамзате Гехинском, использованной Л.Н. Толстым в повести «Хаджи-Мурат».
Одним из главных требований к достоинству человека у вайнахов считалось умение воспитать членов семьи в согласии и дружбе. К сожалению, сегодня именно этого не хватает отдельным нашим семьям.
Б. Далгат, например, пишет: «Выдел сыновей необязательных, но если сыновья были нехорошими, не ладили с отцом, то выделяли их как после женитьбы, так и до женитьбы». И далее: «На дележ народ смотрел неодобрительно, большим счастьем считалось, если они живут в согласии; если они ссорятся, то скорее нужно разделить». (Далгат Б. Материалы по обычному праву ингушей. Владикавказ, 1929, с. 351).
И сегодня очень актуально звучит вайнахская притча, где подчеркивается важное значение этического воспитания в семье, которую грозненец Салман Ахмедов впервые обнародовал в газете «Свобода» (26 мая 1993 г.). В ней повествуется о том, как на третий день свадьбы сына семью горца покинуло счастье. Приводим здесь эту притчу дословно: «В ранний час, когда все гости мирно спали, хозяин вышел задать корм скакунам и обнаружил, что от порога его дома по свежему снегу к воротам пролег легкий след. Встревоженный, он вернулся в дом и, собрав всех членов семьи - жену, сыновей и дочек, спросил, не обидели ли они кого-нибудь из гостей во время свадьбы? Может, кого обнесли угощением, обошли вниманием в предоставлении слова или в чередовании танцев? На что был получен ответ, что все гости были довольны. Тогда он попросил незаметно еще раз убедиться, что все гости в доме и никто не покинул его, не попрощавшись с ним.
Убедившись в том, что все на месте, он поделился своей тревогой с домочадцами, рассказав, что от порога их дома уходит след. И хозяин решил до того, как гости проснутся, выяснить, чей это след. Облачившись в доспехи и оседлав скакуна, он поехал по следу, который привел его в одну из горных пещер. Войдя в пещеру, горец молвил: «Если ты живое существо, что ходит по земле, отзовись, кто ты и почему твой след пролег от моего дома?». В ответ он услышал: «Я человеческое Счастье, которое покинуло твой дом».
Горец, опечалившись, спросил: «Почему же ты нас покинуло в тот миг, когда мы более всего в тебе нуждаемся?». Счастье ответило ему, что никакой причины, зависящей от него и от членов его семьи, нет, что просто по воле судьбы так бывает - когда на небе сходятся светила, то кому-то выпадает жребий быть покинутым …
Горец стал увещевать Счастье вернуться, так как без него новая семья будет жить без радости и согласия, и ему такая весть в тягость. Она также омрачит всех гостей. Однако, как горец ни уговаривал Счастье вернуться, оно было неумолимо. Но счастье готово было выполнить одно любое желание горца, учитывая, что тот всю свою жизнь жил по чести: никому не завидовал, не желал для себя большего, чем было у других, был мудрым и милосердным, не желал смерти даже своему врагу, придерживался благородных правил, добывал хлеб в поте лица своего. Тогда хозяин дома сказал, что его единственное желание и состоит в том, чтобы Счастье вернулось в его семью. Счастье пояснило, что в его воле выполнить любое желание, кроме этой просьбы.
Тогда благородный отец семейства попросил разрешения посоветоваться с семьей. Вернувшись домой, он рассказал жене и детям о случившемся. Жена посоветовала попросить надел хорошей земли, так как труд на ней может заменить Счастье. Сыновья - табуны породистых скакунов, дочери - золота и драгоценных камней. Тогда глава семьи обратился к своей невестке: «Что, по-твоему, следует мне просить у Счастья?». Та сказала: «Попроси, отец, согласия в нашем доме».
Горец поспешил к Счастью, думая дорогой, чего же ему попросить у него. Достигнув пещеры, он, волнуясь, окликнул Счастье и сказал, что он просит согласия в его семье. Счастье ему на это ничего не ответило. Не дождавшись ответа, горец, удрученный, повернул домой.
Однако вскоре он услышал, что за его спиной поскрипывает снег. Обернувшись, горец никого не увидел. Тогда он молвил: «Я слышу за своей спиной чьи-то шаги, но не вижу тебя, кто ты, отзовись!». В ответ услышал: «Я -Счастье, которое возвращается». Горец был удивлен, и тогда Счастье добавило: «В семье, где есть согласие, без Счастья не бывает».
Не зря вайнахи говорят: «В том доме счастье не селится, где между членами семьи раздор».
В наше трудное и сложное время нам так не хватает этого самого счастья - согласия и терпения! Но ничто не дается человеку одним днем. Требуются годы и мудрость, чтобы воспитать в наших детях честность, терпеливость, благородство и достоинство. И если мы сумеем воспитать в них лучшие человеческие качества, в наших домах всегда будет присутствовать Счастье. А «в семье, где нет согласия, не будет счастья…»
2. Семья и родительство