Воспитание достойного индивида - понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и - к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности.
В этическом понимании - достоинство человека приобретает подлинно моральный смысл: оно не зависит ни от его общественного положения, ни от конкретного характера труда, ни даже от личных способностей. От него самого и его воспитания будет зависеть, насколько высоко он будет нести свое достоинство и осуществлять свое человеческое назначение.
Этим этическим понятиям вайнахи следовали издревле с большой ответственностью. В чеченских и ингушских семьях были целые ритуалы по воспитанию достойного продолжателя семьи, рода, тайпа. Примеров тому множество. Остановимся лишь на некоторых.
Так, в песне «О Сийлахе, не имеющей брата», мы находим целый свод этических принципов. Песня повествует о том, как девушка, не имеющая защитника - брата и поэтому презирающаяся односельчанами, решила совершить воинский подвиг, чтобы показать свое достоинство. Она угоняет княжеский табун, но ее вскоре настигает погоня. Сийлаха одна вступает в жестокую схватку. На помощь ей приходит лишь один из ее односельчан - Вдовий сын, презираемый, как и она, за одиночество. Но он ее не узнает, так как она одета в боевые доспехи. Вдовий сын застает ее одну, к тому же раненую, на поле боя. Враг разбит и рассеян. Молодец перевязывает ей раны, а она дарит ему отбитый табун и уезжает другим путем в родное село. Излечившись от ран, Сийлаха обращается к матери с просьбой устроить «синкъерам» (чеченская вечеринка), на который собирается сельская молодежь. Попадает туда и Вдовий сын.
По вайнахскому обычаю, когда вошедший приветствует сидящих, они, отвечая на приветствие, должны встать. Однако на приветствие Вдовьего сына богатая молодежь не встает, выказывая этим пренебрежение к нему. Кроме того, его не усаживают рядом, считая недостойным этого. Сийлаха же знает его как наиболее достойного и мужественного из них. Разгневанная на «золотую молодежь», она прогоняет ее, а с Вдовьим сыном у нее завязывается диалог, в ходе которого восстанавливаются эпизоды их боевой встречи. (Ю.Айдаев. «Жизнь и слово». Грозный, издательство «Книга», 1992, с. 55).
Мы уверены, что каждое слово этого прекрасного диалога поможет определить, в чем заключено достоинство человека, верная дружба:
Послушай меня, Вдовий
сын молодой,
Имею несколько слов,
чтоб спросить у тебя,
Правдиво ответь-ка
на мои вопросы.
Какой-то табун, говорят,
бродит за околицей,
Сельские молодцы утверждают,
что они его пригнали.
Нет, говорят, человека,
чтоб смело оседлал оттуда коня,
Нет, говорят, человека,
осведомленного о табуне.
Расскажи мне, что
знаешь о нем?
− Не будь обездоленной,
Сийлаха, не имеющая брата,
О табуне этом ничего
у меня нет для тебя,
Кроме того, что видел
его на краю села.
Выйдешь на околицу села,
и ты его увидишь сама.
Наверное, скучает по мне
родившая меня мать.
Не о моем деле ты
спрашиваешь меня.
Отпустите меня к матушке родной, -
так, говоря, ответствовал
молодой Вдовий сын.
Тогда начала говорить Сийлаха, не имеющая брата:
− Смелому всаднику,
что угонял тот табун.
Когда он зажат был
в неравном бою.
Ты пришел, говорят, на помощь.
Расскажи мне об этом,
что тебе известно.
− Не будь обездоленной,
Сийлаха, не имеющая брата,
Наверное, потому, что
считаешь меня бедняком.
Ты позволяешь так
шутить со мной.
С легкой обувью на ногах,
в шапке без верха,
Не могущий выйти из села
несчастный я человек, -
так, говоря, ответствовал
молодой Вдовий сын.
( − ЛадугIуш хилалахь, жерочун жима к Iант,
Цхаь-ши дош дара шен ва хьоьга хатта,
Бакьдериг дийцалахь та хьайга хаьттинчунна.
Цхьа рема-м ю боху, гергачу эвла йисте,
Юьртарчу кIенташа шай-шай ялийна бохуш,
Дола дина бекьа кьасто цхьъа а ца ваьхьаш,
Ну ремех хIума хууш да вац боху,
Цу ремах хIума хьуна хаьа бахара,
Дийцахь шега хьайна хууш дерг.
− Дакьаза ма яла, ваша воцу Сийлаха,
Цу ремех хьуна дийца дац шен,
Эвла йисте ваьлча лелаш гор доцург.
Эвла йисте ялахь шена саина хьуна а гур ю и,
Сагатдеш хир ма ю вина баба,
Ма шен доцу гIуллакх ду ахьа шега хоыптург,
Вахийта, цхьан делхьа, виначу бабина тIе, -
бохуш, лен велира жерочун жима кIант.
Ша т 1аккха лен елира ваша воцу Сийлаха:
− Я рема яло ваханчу цхьан динан беречунна
Цу Теркал дехьа чехкачу т 1аме и карзах хъийзош,
Хьо орцах кхаъчча ма бохура цу динан беречунна,
Дийцахьа шена хьайна хууш дерг.
− Дакъаза ма яла, ваша воцу Сийлаха,
Ща гIийла хеташ ен хирг ю-кха
Ахь соьца ен хьайн забараш.
Туьйдинчу мачашца, бохь боцчу куйнаца,
Юьртах вала де доцуш гIийла, миска спгаг ву ша, -
бохуш, лен велира жерочун жима кIант).
Диалог между Сийлахой, не имеющей брата, и Вдовьим сыном продолжается в таком же духе. Вдовий сын всячески скрывает, что он помог ей в трудную минуту. Но он и не догадывается, что это была именно она. Сийлаха потом все ему расскажет и предложит жениться на ней.