Вайнахская этика

Исаев Э.

В рассказе "Кунаки" А. Кулебякин на основе действительного факта, имевшего место в 1846 году, пишет: "Молодой казак Влас Фролов из станицы Червленной от загрязнения раны должен был потерять ногу. Во избежание "антонового огня" и смерти врачи Грозненского военного госпиталя решили отрезать ногу.

У Фроловых были кунаки - чеченцы Эрисхановы, куначество которых обоюдно  переходило из рода в род.

Эрисхан немедленно покинул свое селение Брагуны и тотчас же отправился в крепость Грозную. К больному он приходил каждое утро и вечер и "плакал, когда Влас описывал ему свои ощущения, угадывая по ним опасное положение". Эрисхан почти выкрал своего полумертвого друга из госпиталя и отправился с ним в станицу Червленную. Друг Эрисхана, искусный лекарь Юсуф, после долгих бессонных ночей не только спас Власа от смерти, но и возвратил его в строй. Когда опасность миновала, отец Власа, Ефим, отблагодарил своих кунаков, а Эрисхану сказал: "Ты мой верный друг, и я тебя люблю!" Эрисхан крепко пожал руку старому Ефиму и с глубоким чувством ответил: "Спасибо, Ефим. Пусть это слово наши внуки скажут". (А.П. Кулебякин. "Кунаки". Записка Терского общества любителей казачьей старины. 1914, №2, с. 14).

Из этого рассказа мы видим, как умели ценить дружбу и верность наши предки, как приходили на помощь кунаки и их дети.

Пушкин, Лермонтов, Толстой и многие другие писатели, хорошо знавшие быт и нравы вайнахов, в своих произведениях описали их верность, миролюбие, дружбу, этику куначества.

Л.Н.Толстой, живший в 1853-1854 годах в ст. Старогладовской и глубоко изучивший быт гребенских казаков и чеченцев, пишет: "Гребенские казаки устраивали свои жилища по-татарскому (имеется в виду по-чеченски) обычаю". В повести "Хаджи-Мурат", говоря о миролюбии чеченцев, через своего героя - солдата Авдеева писатель показывает и миролюбие русского. Так, ночью Авдеев со своим товарищем на посту встретил двух чеченцев, которые попросили провести их к русскому начальству. Когда Авдеев возвратился с товарищем, у него спросили: "Что же, сдали?". "Сдали ... А какие эти, братец ты мой, гололобые ребята хорошие, - продолжал Авдеев. - Ей-богу! Я с ними разговорился ... Право, как российские ..."

Великий русский писатель, живя среди чеченцев, писал: "Казаки роднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни, нравы горцев". Или в другом месте: "Еще до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченцами ..." (Л.Н.Толстой на Кавказе в записках современников". Грозный, 1961, с. 87).

Уважали и ценили вайнахи и самого писателя. В годы пребывания в нашем крае он часто посещал чеченские аулы, семьи, лично знал многих горцев, через них записывал фольклорные песни вайнахов. Дружил с Мисербиевым С., Исаевым Б., Шамурзаевым Б. и другими горцами, называл их кунаками. Говоря о своем кунаке Садо Мисербиеве, он писал: "Много раз он доказывал мне свою преданность, подвергая из-за меня свою жизнь опасности, но это для него ничего не значит, это для него обычай и удовольствие". Садо подарил своему кунаку Л.Н.Толстому шашку, а чеченцы и ингуши дарили оружие только друзьям. В Старогладовской, в музее писателя, имеется фотография этой шашки, под которой начертаны строки чеченского поэта М. Мамакаева:

И наш Садо, тот дар вручая,

Дал клятву дружбы; мы ее

С открытым сердцем повторяем

И славим дружество свое.

Не покупается за золото

Такая дружба никогда,

Она под стать тому булату, -

И нерушима, и тверда.

(Шашка, подаренная Л.Н.Толстому, находится в Москве в музее писателя).

Этика куначества у вайнахов считалась основой взаимоотношений между народами. Историк Б.А.Калоев пишет: "Русские стали ходить в аул поодиночке, без оружия. ... Некоторые из офицеров засиживались у своих кунаков  до поздней ночи, случалось, что и ночевали". (Здесь имеются в виду взаимоотношения солдат гарнизона и местного населения Воздвиженской). (Журн. "Советская этнография", №1,1961, с. 46).

В отрядах шайха Мансура и имама Шамиля рядом со своими чеченскими кунаками воевали русские и представители других народов. "К чеченцам бежали крепостные крестьяне и казаки во время Кавказской войны. Среди чеченцев они всегда находили приют и гостеприимство". (П.П. Гриценко. Из истории экономических связей и дружбы чечено-ингушского народа с великим русским народом. Грозный, 1965, с. 33).

О куначестве вайнахов народный писатель Абузар Айдамиров пишет: "Исторически наш народ по своему характеру всегда был интернациональным. И этот гуманный характер он в сохранности пронес через тяжкие вековые испытания, через пламень жестоких долголетних войн. Всем известно, что в годы Кавказской войны на сторону чеченцев переходили тысячи русских солдат и офицеров. Переходили только в Чечню, которая была для них символом свободы, равноправия и справедливости. Здесь, в лесах и горных ущельях, они вместе с чеченцами героически сражались и гибли в борьбе против общего врага их свободы - царизма. Один из героев моего романа "Молния в горах" Овхад говорит: будь это в его силах, он воздвиг бы этим героям, беглым русским, героям войны за свободу горцев, величественный памятник на самой высокой горе ...

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru