О том, что новый комендант крепости Хаджи-Хасан - чеченец по происхождению, сразу же стало известно русскому военному командованию. 5 сентября 1826 года, вскоре после прибытия Хаджи-Хасана, состоялся "большой съезд" около Анапы князей, дворян и старшин всех черкесских народов, начиная от Кабарды. Хаджи-Хасан обещал участникам съезда, что он не ущемит независимость черкесов (адыгов). И он свое слово сдержал.
Чечен-оглы показал себя умелым и мудрым администратором и хорошим кунаком народа Кавказа. Он с одинаковой строгостью относился к своим подчиненным, независимо от их положения.
Архив сохранил данные, которые подтверждают, что Хаджи-Хасан не только гордился своим происхождением, о чем свидетельствует и его почетное прозвище - Чечен-оглы, но и оказывал помощь своему народу.
В это время в Чечне орудовал генерал А.П.Ермолов. Ответом на его зверства было восстание под руководством Бейбулата Таймиева, которого А.С. Пушкин назвал "грозой Кавказа".
... После неудач в 1826 году Бейбулат прибывает в Анапу и находит теплый приют у Хаджи-Хасана. Живя в Адыгее, Хаджи-Хасан установил дружественные отношения с местными черкесами. Он расспрашивал их о местных обычаях, об этике, о древних песнях и преданиях, которые должны иметь сильное влияние на дух воинственного народа, лишенного писаной истории.
Хаджи-Хасан никогда не отказывал в помощи простым горцам. Так, однажды черкесы, родственники которых после плена попали в руки армянского купца Авганова, обратились к Хаджи-Хасану с просьбой запретить ему их продажу в Анапе туркам. Он освободил пленников и безвозмездно вернул их на родину. Сераскир не препятствовал горцам и торговать с русскими.
Имя Хаджи-Хасана запечатлено даже в народном фольклоре адыгов. В 60-х годах XIX века адыгейский просветитель Крым-Гирей услышал в исполнении ашуга песню о народном герое Шрухуко Тугуазе. В этой песне говорится, что "Гасан-паша, великий начальник Анапы, усыновляет Шрухуко Тугуза и представляет его народу как сына. Седр-азам, племянник Гасан-паши, льстясь мыслью увидеть героя, шлет ему приглашение. Шрухуко Тугуз склоняется на просьбу Седр-азама и отправляется на корабле в Стамбул. (Газета "Республика", 18 июня, 1991 г.).
Кратковременным было пребывание Хаджи-Хасана в Анапе, но он осуществил множество преобразований в этом крае, которые были не под силу его предшественникам, и заслужил огромную любовь местных жителей. Его часто называли старшим братом, кунаком.
В конце 1827 года Хаджи-Хасан возвратился в Трапезунд. Но на этом не прекращаются взаимоотношения его с горцами. Вскоре после окончания русско-турецкой войны, в 1829 году, в Турцию отправилась черкесская делегация, и остановилась она в Трапезунде не где-то, а у своего кунака - Хаджи-Хасана. Он принял гостей радушно, а затем отправил с рекомендательными письмами в столицу Турции - Стамбул. На обратном пути он снова тепло принял черкесов и со слезами на глазах высказал им свое искреннее сожаление, что не может более содействовать пользе их страны. Расставаясь с друзьями, сераскир, зная обычаи его родины, сделал им ценные подарки.
В Адыгее, где он оставил добрый след своей деятельности, и сегодня чтят память нашего земляка.
Этические традиции куначества и побратимства сохранились и в наши дни, их прекрасные ветви несут золотые плоды. Так, в годы Великой Отечественной войны командиры Красной Армии, имея на руках приказ Главнокомандующего Сталина о депортации чеченцев и ингушей из действующей армии, сумели оставить в своих частях тысячи и тысячи из них, изменив им документы о национальности, имена и фамилии. Известный на всех фронтах будущий Герой Советского Союза чеченец Ханпаша Нурадилов, уничтоживший под Сталинградом 920 фашистов, стал, к примеру, кумыком. О Ханпаше в то время были сложены замечательные стихи, выпущены специальные листовки, о нем писали армейские и фронтовые газеты. На его примере воинов учили патриотизму, чести, дружбе и фронтовому товариществу.
Отважный разведчик ингуш Абдулла Цароев стал русским Володей. В своей книге "Сильные духом" Д.М. Медведев тепло и с гордостью отзывается о бесстрашном патриоте Родины А. Цароеве.
Мария Фортус, боевая разведчица, хорошо знавшая Цароева, во время торжеств, когда Венгрия отмечала 30-ютие освобождения от фашистского ига, рассказывала мне о героизме Абдуллы, с которым неоднократно ходила на опаснейшие задания и который дважды спасал ей жизнь. Он говорил ей: "У нас, вайнахов, честь женщины и ее безопасность - превыше всего. А вы - моя названая сестра".
"В минуты отдыха он говорил о своем крае, о своем народе, рассказывал о замечательных обычаях вайнахов. Вы можете гордиться своим земляком", - так закончила свои воспоминания о названом брате Абдулле Цароеве Фортус. И мы гордимся отважным сыном ингушского народа. Жаль, что его уже нет среди нас. Умер Абдулла недавно. Его имя носят школа и улица, на которой он родился.
Вайнахские поэты традиционно воспевают этические нормы куначества. Магомет Сулаев, говоря о побратимстве, о братьях-ингушах, писал:
... Народ — дитя, земля -
родная мать,